В Центре лечебной педагогики и социальной адаптации НРООПДИМ «Верас» состоялась рабочая встреча участников программы «Тренинг родительских компетеций» (PST, Parents Skills Training) для семей, воспитывающих детей с нарушениями и отставанием в развитии.

В мероприятии приняли участие представители НРООПДИМ «Верас», Министерства социальной политики Нижегородской области, учреждений — участников программы «Тренинг родительских компетенций», а также директор программы «Каждый ребенок достоин семьи» Фонда «Обнаженные сердца» Инна Монова и эксперты Татьяна Морозова (клинический психолог) и Святослав Довбня (детский невролог).

В начале мероприятия были подведены итоги первой установочной встречи в «Сколково», в рамках которой вице-президент Autism Speaks Энди Ши представил участникам программу Тренинга родительских компетенций, обсудил её адаптацию и внедрение в России. Главный итог: программа PST очень востребована в России, участники готовы к ее апробации и запуску. В начале ноября в Москву приедет команда из Autism Speaks, которая займется подготовкой старших тренеров, а они в свою очередь приступят к внедрению Программы в трех пилотных регионах – Нижегородском, Московском и Воронежском.

Основная часть встречи была посвящена обсуждению планов дальнейшего развития этой программы и вопросов её реализации в пяти учреждениях социальной защиты Нижегородской области. Программа будет проходить апробацию в Павловском, Городецком, Балахнинском, Кулебакском районах и Нижнем Новгороде. Координировать работу на этих площадках будет Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца» на базе «Верас».

Что это за проект

На установочном семинаре в «Сколково» Энди Ши рассказал об истории появления Программы, ее задачах, структуре, а также о механизмах оценки ее эффективности: поскольку PST работает уже в 18 странах и еще в 20 готовится к запуску (в том числе, в Южной Корее, Китае, Италии, Казахстане), ее разработчикам очень важно – в том числе с помощью проведения фокус-групп, – получать обратную связь и анализировать результаты.

Аудитория проекта – все родители и другие родственники детей в возрасте от 2 до 9 лет, которые испытывают беспокойство по поводу развития ребенка и сталкиваются с его проблемным поведением. Программа PST помогает родителям детей с проблемами развития взаимодействовать с ребенком, способствовать развитию его коммуникации, понимать причины его проблемного поведения и лучше справляться с ним. При разработке Программы использовались подходы, эффективность которых доказана в исследованиях. Программа является бесплатной для семей, может быть адаптирована в регионы с низкими ресурсами и интегрирована в уже существующие структуры.

Цель программы улучить понимание потребностей ребенка, способствовать развитию его/ее коммуникации ребенка , развить у него адаптивные навыки для участия в жизни семьи и, в конечном счете, помочь преодолеть стресс. Другая цель – снижение стресса родителей ребенка и улучшение их психического здоровья.

Как это устроено

Программа состоит из 8 групповых и 3 индивидуальных занятий, а также 3 звонков по телефону, во время которых родители обсуждают с тренером план действий. Групповые занятия проводятся на базе медицинских и общественных учреждений, длятся полтора часа-два часа, и проходят каждую неделю (две недели). Индивидуальные занятия проводятся на дому, что позволяет тренеру лично познакомится со всей семьей, увидеть ребенка в привычной для него обстановке и скорректировать программу «под него».

Обучение состоит из нескольких уровней. Конечный «обучаемый» – ребенок. С ним занимается – родитель. С родителями занимается – ведущий тренинга. Ведущего готовит – старший тренер (супервизор). И наконец старших тренеров, которых на регион предполагается трое или четверо, готовит команда от Autism Speaks во главе с Энди Ши. В этой пирамидальной структуре нижний уровень – то есть, родитель – не должен обладать никакими специальными навыками и знаниями. Ведущим понадобится базовое образование (идеально – в области медицины, образования или социальных услуг), опыт общения с детьми с нарушениями развития. К старшим тренерам, естественно, требования более жесткие: экспертные знания в области раннего развития, а также профессиональный опыт работы с особенными детьми.

Поскольку Программа повышения родительских компетенций разработана, «в общем виде», без учета языковой и культурной специфики стран, ей требуется адаптация. Энди Ши отдельно подчеркнул, что Программа должна быть «культурно релевантной», а значит, при сохранении основных компонентов, в ней возможны некоторые изменения, чтобы она находила отклик у аудитории, отвечала локальному социально-экономическому, политическому и культурному контексту. Совещательная группа по адаптации формируется при партнерском участии фондов «Выход» и «Обнаженные сердца».

(Источник: Фонд «Выход»)