Закончился очередной тренировочный курс в квартире учебного тренировочного сопровождаемого проживания НРООПДИМ «Верас». Вместе с другими молодыми людьми с ментальными особенностями с 5 сентября по 14 октября 2022 г. проживала Аносова Елизавета. Лизе 24 года, она участвует в проекте учебного тренировочного проживания уже пять лет. Учебное проживание для участника данного проекта начинается с заполнения родителями молодого человека с МО анкеты. В анкете родители подробно описываются особенности своего взрослого ребенка, а также на что социальным работникам важно обратить внимание. Кроме того, родители указывают пожелания, навыки, которые они хотели бы сформировать у своего ребенка. У родителей Елизаветы основным пожеланием было формирование навыков глажки белья, пользования плитой и приготовления для себя основных простых блюд. В начале курса проживания Елизавета очень боялась пользоваться утюгом, она даже не брала его в руки из-за боязни получить ожог. С социальными работниками Лиза гладила белье «рука в руке». Затем она стала гладить с визуальной поддержкой, социальные работники хвалили ее. Она очень старалась и в результате Елизавета научилась самостоятельно: пользоваться гладильной доской, включать и регулировать температуру утюга, гладить и складывать белье аккуратно. Еще Елизавета при визуальной поддержке социального работника научилась пользоваться плитой (включать и выключать газ), а также варить макароны. Сначала изучали способ приготовления на упаковке с макаронами, затем проговаривали действие, а далее с помощью визуальной поддержки социального работника, варили макароны. За несколько курсов на квартире сопровождаемого учебного проживания у Елизаветы отмечается положительная динамика в приобретении и развитии навыков доступной социально-бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности. Лиза любит поговорить про квартиру учебного сопровождаемого проживания, охотно рассказывает, чем они занимаются, как проходит вечер после посещения интеграционных мастерских. «- Лиза, тебе нравится жить на квартире и что нравится делать? - Нравится все, - отвечает Лиза. - Расскажи, пожалуйста, чему ты научилась за это время. - Гладить, стирать белье, чистить унитаз, готовить, мыть обувь, протирать пыль, ходить в магазин. - Сложно было всему этому научиться? - Не сложно. Только боялась утюга, а теперь не боюсь. Глажу сама. - Расскажи про дело, которое ты можешь сделать самостоятельно. Например, про постельное белье, когда вы его меняете и как, это происходит? - Каждую неделю. С Мариной Сергеевной (социальный работник) выбираю программу для стирки, ткань и температуру, развешиваю на сушилке потом, глажу. Выбираю программу – хлопок. Еще котлеты умею делать. Сыр, курица, батон, мешаю, леплю и жарю на сковороде, только мне нужно мясорубку собрать. - А про поход в магазин расскажи, пожалуйста. - Вечером составляем список, что будем покупать. Смотрим по «Журналу покупок», что нужно купить, идем в магазин, набираем по списку продукты и идем на кассу. - Чем еще занимаетесь на квартире? - После ужина у нас планерка. Обсуждаем задания, которые были выполнены за день, качественно/не качественно, с напоминанием/без напоминания, были добрые дела или не было – это когда мы помогаем кому-нибудь. Нам вручают жетоны, самое большое 4 жетона. А черный жетон дают за хулиганство, если не слушаемся социального работника, не вовремя ложимся спать. Потом планируем свою работу на следующий день. - А ты всегда получаешь 4 жетона за день? - Нет... не всегда. - Кто выбирает вам дела на следующий день? - Мы сами, по списку дел. - Лиза, расскажи, пожалуйста, каким делам ты научилась на квартире, что точно можешь сделать дома без посторонней помощи. - Котлеты, макароны. Включить газовую плиту, погладить, пылесосить, помыть унитаз, мыть полы, мыть обувь, чистить ее, чистить зеркало». Вот такой интересный разговор с Елизаветой у нас получился. Тренировочное учебное сопровождаемое проживание осуществляется в рамках реализации следующих проектов: - «Развитие модели жизнеустройства людей с ментальными нарушениями и тиражирование опыта в Нижегородской области и за ее пределами» при поддержке Фонда президентских грантов; - «Школа самостоятельной жизни» при поддержке Министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области; - «Школа самостоятельной жизни: развитие жизнеустройства молодых взрослых с ментальными особенностями и распространение практического опыта», при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».