Специалисты и родители НРООПДИМ «Верас», заместитель Министра социальной политики Нижегородской области Нина Евгеньевна Расцветова 30-31 марта 2016 года приняли участие в практическом семинаре по реализации положения ст. 24, 19, 27 Конвенции ООН о правах инвалидов в г. Псков, где создана и успешно работает уникальная система помощи инвалидам с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии от рождения до зрелого возраста.

Участники практического семинара:

— Заместитель Министра социальной политики Нижегородской области Расцветова Н.Е., руководитель НРООПДИМ «Верас» Веко Л.В., юристы НРООПДИМ «Верас» Любимова Р.С., Лукоянова О.В., социальный педагог квартиры учебного проживания  НРООПДИМ «Верас» Зубарева В.М., родители детей  с инвалидностью;

— Руководитель ГБОЦ ЦЛП г. Псков, член Общественной Палаты РФ Царев А.М., директор  ГБОУСО Псковской области «Производственно-интеграционнные мастерские для инвалидов» Сукманов В.В., зам. директора Дикань Н. В., зам. директора ГБОУ ЦЛП г. Псков Андреева С.А., Сухарева О.Ю., руководители  отделения учебного проживания ГБОУ ЦЛП и квартиры постоянного проживания в г. Псков на базе общественной организации «Я и ты», руководитель и специалисты областного центра социальной помощи семье и детям г. Пскова, специалисты управления социальной политики г. Пскова и Псковской области.

 

Участники семинара посетили отделение ранней помощи ГБОУ «Центр лечебной педагогики» «Лим-по-по», где специалисты центра рассказали о системе ранней помощи детям с нарушениями развития от 0 и до 4 лет. Система ранней помощи включает центр  «Лимпопо» и  два детских сада в г.  Пскове, где вместе с дошкольным образованием, дети с нарушениями развития получают и комплекс психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

По достижении школьного возраста (6 — 7 лет) дети с тяжелыми нарушениями развития по рекомендации ПМПК и желанию родителей могут поступать в различные образовательные учреждения. С учетом интеллектуального развития комиссия рекомендует родителям тот или иной тип школ. Дети с наиболее тяжелыми и множественными нарушениями развития поступают в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр лечебной педагогики дифференцированного обучения Псковской области».

Обучение в ЦЛП нацелено на социальную интеграцию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Работа педагогического коллектива направлена на тесное сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, на взаимодействие с общественностью, осуществление научно-методической работы.

В ЦЛП участникам семинара  был представлен опыт работы,   структура организации занятий, принцип наполняемости группу и классов, принцип построения работы междисциплинарной команды специалистов с ребенком, имеющим нарушения развития.

Другой значимый компонент — обучение самостоятельной жизни в обществе — включает в себя задачи подготовки лиц с тяжелыми нарушениями развития к жизни вне родительского дома. В ходе обучения у молодых людей формируются навыки доступной бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности. Для решения этих задач при ЦЛП на базе обычной трехкомнатной квартиры в типовом жилом доме спального микрорайона города организовано отделение учебного проживания (ОУП), которое принимает молодых людей с тяжелыми нарушениями развития.

Во второй половине дня участники семинара посетили квартиру учебного проживания,  где руководитель  отделения учебного проживания подробно рассказала об организации проживания, принципах и правилах при подборе обучающихся, о структуре построения работы со взрослыми ребятами, имеющими  психические  и (или) физические нарушения в развитии.

Далее участники семинара посетили 2 квартиры постоянного сопровождаемого проживания для ребят с  нарушениями развития, где смогли познакомиться с процессом организации сопровождаемого проживания,  а руководитель  службы Виноградова Елена подробно рассказала  об опыте создания квартир, организации проживания и подборе ребят, о правилах и принципах этого процесса. Участники познакомились с  ребятами, проживающими там, а также педагогами, сопровождающими их при проживании. Обсудили совместно  проблемные моменты, наиболее волнующие как родителей, так и специалистов: вопросы проживания ребят в случае, если они остаются без родителей,  опекунов и т.п. В конце первого дня на квартире постоянного проживания были подведены итоги первого дня семинара  с участием директора ГБОУ ЦЛП Царева А.М.,  заместителя директора Сухаревой О.Ю. Руководитель НРООПДИМ «Верас» Веко Л.В. представила опыт Нижегородской области по организации квартиры учебного сопровождаемого проживания, организации и созданию мастерских для занятости ребят с нарушениями развития.  Обсудили вопросы изменения законодательной базы по введению услуги сопровождаемое проживание, сопровождаемое трудоустройство и поддерживаемая занятость, вопросы внедрения института распределенной опеки над гражданами признанными недееспособными или ограниченно дееспособными.

По достижении 18-летнего возраста молодые люди с тяжелыми нарушениями развития имеют возможность поступить в муниципальное специальное социально-защищенное учреждение «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов» (ПИМ) города Пскова.

Основная задача ПИМ — обеспечить занятость лиц с нарушениями развития, способствующую их социально-профессиональной адаптации и интеграции. Занятость сотрудников с инвалидностью в ПИМ осуществляется на добровольной основе. Среди принимаемых в ПИМ — имеющие инвалидность выпускники ЦЛП и коррекционных школ г. Пскова. При поступлении в мастерские они имеют возможность выбрать для себя вид трудовой деятельности, попробовать себя в различных видах труда, которые может предложить учреждение: работа с растениями, деревообработка, изготовление швейных изделий, выпуск полиграфической продукции, выполнение хозяйственных работ на территории мастерских по их содержанию. Если поступающий в ПИМ в силу тяжести имеющихся нарушений развития не готов к активному участию в производственной деятельности, ему предлагают проведение занятий по социально-трудовой адаптации и уход. Соответственно видам деятельности, которые ПИМ может предложить людям с нарушениями развития, в учреждении работают четыре производственных отделения (деревообработки, растениеводства, хозяйственное, швейное) и отделение развития и ухода. Доходы от деятельности мастерских используются как финансовые ресурсы учреждения и направляются на развитие производства и улучшение материально-бытовых условий инвалидов. Один раз в месяц каждому выплачивается вознаграждение за труд — социальное пособие (не более 500 рублей), при этом учитывается выполнение правил внутреннего распорядка, отношение к работе, объем выполненной работы. Кроме того, все работники с инвалидностью обеспечены ежедневным бесплатным питанием.

Второй день стажировки начался с круглого стола  с заместителем директора ГОУ СО Псковской области «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов», руководителем структурного подразделения управления социальной политики  Псковской области, которая представила опыт работы  учреждений социального обслуживания Пскова и Псковской области по оказанию комплексной помощи детям-инвалидам и взрослым инвалидам, с психическими  и (или) физическими и множественными нарушениями развития, опыт создания и работы служб социальных участковых по комплексному сопровождению семей с детьми и взрослыми, имеющими  нарушения в развитии, отработки модели сопровождения в рамках «пилотного» проекта  Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также был представлен опыт организация летнего отдыха, абилитации и реабилитации детей-инвалидов на базе загородного центра, опыт работы реабилитационного центра в г. Великие Луки Псковской области. В свою очередь, участники круглого стола от Нижегородской области представили опыт организации работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов в рамках региональных программ «Равные возможности» (2009-2011г.) и «Мы — как все» (2012-2014г.) по созданию и развитию служб  сопровождения семьи и ребенка, опыт организации совместно с Министерством социальной политики Нижегородской области социально-реабилитационных смен в ГБУ ОЦСПСД «Юный Нижегородец» для семей, воспитывающих детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития, расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна и др. Обсуждались вопросы  и проблемы оказания социальных услуг, связанных с введением в действие Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», необходимость внесения в него изменений. Заместитель Министра социальной политики Нижегородской области Расцветова Нина Евгеньевна представила структуру Министерства, учреждений социального обслуживания, оказывающих помощь  детям и взрослым с нарушениями развития, поделилась опытом работы по организации оказания социальных услуг указанной категории граждан, проживающих на территории Нижегородской области. Далее  зам. директора ГБОУСО ПИМ г. Пскова Дикань Надежда Викторовна познакомила представителей Н.Новгорода с процессом организации работы производственных интеграционных мастерских для инвалидов. участники семинара увидели работу тренировочного отделения, отделения дневного пребывания, отделения развития и ухода, картонажного и  прачечного отделений, отделения растениеводства, хозяйственного отделения, отделения деревообработки, швейного отделения, отделения  реализации продукции, отделения «Образовательный центр». Участники семинара увидели процесс работы в мастерских, оценили важность и ответили высокую потребность в организации подобного учреждения в Нижегородской области. После этого участники семинара подвели итоги  семинара за круглым столом  с директором ГБОУ СО  ПИМ  Сукмановым Вячеславом Вячеславовичем, заместителем Директора ГБОУ СО ПИМ Дикань Надеждой Викторовной, обсудили перспективы развития  сопровождаемого проживания на территории г. Пскова для пожилых, инвалидов и социально незащищенных категорий граждан в  рамках проекта «Социальный городок». В свою очередь  представители Н.Новгорода рассказали о том, что в настоящее время в  НРООПДИМ «Верас» родители и специалисты обсуждают организацию дома постоянного проживания для ребят с нарушениями развития, а также вопросы организации  мастерских для  указанной категории граждан, а также необходимость обучения специалистов для работы в мастерских. Достигнута договоренность с Директором ПИМ о возможности обучения специалистов из Н. Новгорода  по программам дополнительного образования, которые в дальнейшем смогли бы работать в подобных мастерских в Нижнем Новгороде. Представители мастерских поделились опытом решения проблем, связанных с введением в действие федерального закона №442-ФЗ в связи с необходимостью оплаты социальных услуг получателями — работниками мастерских. В завершении семинара-стажировки  участники из Н. Новгорода посетили  ГБОУСО «Областной центр семьи», где руководитель и специалисты  центра представили опыт по комплексному сопровождению семей с детьми-инвалидами  на территории г. Пскова и Псковской области, а также поделились опытом формирования ИППСУ — индивидуальной программы предоставления социальных услуг в связи с реализацией мероприятий ИПРА ребенка-инвалида.

Опыт г. Пскова свидетельствует, что заинтересованное сотрудничество родительской общественности, представителей власти и благотворителей позволяет решить проблему создания условий для достойной жизни сограждан с тяжелыми нарушениями развития. Таким образом, система помощи лицам с тяжелыми нарушениями развития создает условия для организации обучения, воспитания, обеспечения занятости и проживания таких людей в обществе.

Стажировка специалистов «Верас» и родителей прошла в рамках совместных проектов с нашими партнерами:  РООИ «Перспектива», Министерством внутренней и региональной политики Нижегородской области и некоммерческой организацией EIKOS (Германия).