С 16 по 20 мая Нижний Новгород посетил Томас Хигби, профессор факультета специального образования университета Юты, директор поведенческой программы раннего вмешательства ASSERT. Эксперт оценил работу нижегородских центров и предложил коллегам рекомендации по эффективной работе.

В программу визита вошло посещение Ресурсного центра раннего вмешательства для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), Центра поддержки семьи фонда «Обнаженные сердца» и НРООПДИМ «Верас» и детских садов – участников проекта «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода». Данный проект реализуется по трехстороннему соглашению с мая 2015 года департаментом образования администрации  Нижнего Новгород, НРООПДИМ «Верас», Фондом помощи детям «Обнаженные сердца». Мероприятия недели также посетили коллеги из Центра ранней помощи города Тверь.

Томас Хигби посетил занятия в группах для детей с РАС и вместе с экспертами фонда «Обнаженные сердца» Татьяной Морозовой и Святославом Довбня изучил особенности практической реализации новых технологий, применяемых участниками проекта. Также эксперты провели цикл информационно-практических семинаров, на которых подробно рассказали о передовых методах и стратегиях работы с детьми с РАС, разобрали примеры видеозаписей с занятий, сформировали рекомендации по эффективному использованию данных стратегий. Участники семинаров отметили уникальность полученной информации и, что особенно важно, её практическую ценность.

Эксперты отметили успехи специалистов-участников проекта в применении предложенных технологий в работе с детьми с РАС. Главное подтверждение эффективности данной программы – заметные улучшения в формировании социальных навыках и поведении детей.

 «Было очень важно своими глазами увидеть практическую работу, в которой активно применяются передовые стратегии, которые доказали свою эффективность. Эти технологии оказывают заметный положительный эффект на результаты у детей. Специалисты, которые работают с ними, уже получили уверенность в использовании этих методик, а это наилучшим образом влияет на успехи детей», — поделился Том.

В рамках мероприятий по проекту «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода» состоялся также круглый стол, на котором присутствовали представители Департамента образования Нижнего Новгорода, фонда «Обнаженные сердца», НРООПДИМ «Верас», и специалисты из Ресурсного центра раннего вмешательства и детских садов №№ 226, 452, 17, 110 и Консультативно-диагностического центра, На встрече обсуждались особенности реализации проекта,  достигнутые результаты и проблемные аспекты, а также были сформированы рекомендации и планы по дальнейшей совместной работе.

 Специалисты нижегородского консультационно-диагностического центра  отметили большую практическую ценность проведенных встреч: «Очень много полезного. Натуралистические стратегии полезны, мы поняли,  где это можно применять. Мы уже немного это делаем, но понимаем, что можно это делать больше. Работа с проблемным поведением – мы даже попытались применять это на практике. И просмотренные видеозаписи нас просто поразили – мы увидели, как можно использовать расписания для обучения социальным навыкам».

 Коллеги из Твери поделились впечатлениями о мероприятиях недели:

«Самое полезное за эти дни – Том еще раз очень доступно говорил о поведении. Очень много слышали о структуре, о визуальной поддержке. Но важно было это услышать от Тома как от опытного специалиста и директора программы. Посещение учреждений (Ресурсный центр и Центр поддержки семьи) очень понравилось. И организация и то, как работают специалисты – очень здорово, очень четко. Есть что улучшать, над чем работать. Мы точно знаем, что изменим в нашей работе. Это невероятно полезно – видеть работу других людей и понимать в какую сторону расти и развиваться».

  «Очень рады итогам супервизии, получили ценные рекомендации. Мы знаем, что менять, будем менять задания для индивидуальной работы, будем больше думать о развитии коммуникативных навыков», — рассказали сотрудники детского сада №110.

«Мы очень ценим эти семинары как возможность общаться с коллегами, которые делают то же, что и мы. Можно подсмотреть у них, что модифицировать, и поговорить во время семинара. Ценим нашу супервизию – думаем о том, как лучше организовать нашу группу, наши расписания, как можно улучшить время прогулки, это ведь такая важная часть дня, и это время тоже надо использовать с пользой. Много полезной информации, которую мы начали использовать прямо сейчас: как реагировать на истерики детей, непослушание и другое. Очень интересно – про развитие независимости – использование расписаний активностей, это даст возможность и детям развивать самостоятельность и нам немного руки освободить для индивидуальной работы», — поделились представители детского сада №226.

«Очень важно было получить обратную связь и разобрать конкретных детей вместе с автором программы, по которой мы работаем. Интересно было про использование натуралистических стратегий. Сегодня уже попробовали. Важна и сегодняшняя тема – мы начали уже работать с расписаниями активностей, но было много вопросов», — отметили специалисты Ресурсного центра раннего вмешательства для детей с РАС.

Справка:

Интенсивная поведенческая программа по модели ASSERT разработана в университете штата Юта (США). Нижегородский Центр поддержки семьи  и Ресурсный центр раннего вмешательства —  это первый в России опыт использования модели ASSERT, и он уже показал отличные результаты. Дети стали лучше контролировать свое поведение во время занятий, а родители стали отмечать снижение их проблемного поведения и вне Центра. Технологии  рассчитаны на детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Осенью 2015 года Фонд «Обнаженные сердца» организовал для специалистов, работающих в Центре, стажировку в университете штата Юта (США), где  они прошли курс обучения. В течение двух недель специалисты наблюдали за тем, как ведется работа с детьми, обсуждали увиденное во время семинаров и дискуссий, а также поучаствовали в работе программы непосредственно с детьми. Стажировка осуществлялась под руководством самого директора программы, доктора психологии и специального образования, Томаса Хигби, который уже на протяжении нескольких лет работает с Фондом и был активно включен в тренинги для учителей коррекционных школ.