С 18 по 22 ноября в коррекционных школах г. Нижнего Новгорода, участвующих в образовательном проекте «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях»* состоялся второй модуль информационно-практических семинаров.

Семинар был посвящен следующим темам:

  • Особенности обучения детей с РАС. Сильные стороны и проблемы детей  РАС;
  • Важность визуальной поддержки при обучении детей с РАС;
  • Визуальные расписания – особенности, составления визуальных расписаний;
  • Особенности коммуникации и поведения у детей с РАС;
  • Развитие социальных навыков у детей с РАС.

Второй модуль семинара провели:
Кейтлин (Мо) Тейлор – эрготерапевт, ведущий специалист и супервизор Центра помощи детям со специальными потребностями, преподаватель факультета специального образования университета Нью – Мексико (США).
С.В. Довбня – детский невролог, эксперт Фонда Обнаженные сердца, ведущий эксперт проекта.
Т.Ю. Морозова – клинический психолог, эксперт Фонда Обнаженные сердца, ведущий эксперт проекта.
Уникальность семинара заключается в том, что в первой половине дня  эксперты и консультанты проекта  посещали открытые занятия в одной из коррекционных школ, записывали видео. Далее проходил разбор случаев в каждом классе в отдельности, эксперты давали рекомендации по работе с детьми с аутизмом, помогали составить программу обучения и сопровождения. В результате было охвачено пять из шести школ – участников проекта. В каждой из школ  обучаются дети с расстройством аутистического спектра, в т.ч. в этом учебном году было открыто 6 классов.
Во второй половине дня  проходила теоретическая часть, в которой приняли участие педагоги из шести коррекционных школ VIII вида г. Нижнего Новгорода и коррекционной школы Городецкого района, консультативно–диагностического центра МБДОУ №110 г. Нижний Новгород, специалисты Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас».
В ходе информационно – практического семинара были показаны обучающие видео, презентации. Кейтлин делилась опытом работы своего Центра в США. Проводились мастер- классы, эксперты давали рекомендации по работе с детьми с РАС и отвечали на вопросы.
Специалисты НРООПДиМ «Верас» подготовили анализ анкет, которые заполняли педагоги образовательных учреждений после семинара. Были выявлены наиболее важные концепции и практические подходы в работе с детьми с РАС, такие как:  важность зрительной поддержки (расписание), значимость социального взаимодействия, особенности коммуникации, способы усложнения и упрощения дидактических материалов, подходы к формированию социальных навыков организация деятельности в зависимости от уровня развития.
В заключение 22 ноября по итогам семинара состоялся круглый стол, в котором приняли участие: председатель Нижегородской региональной общественной организации «Верас» Л.В. Веко, консультант департамента образования администрации города Нижнего Новгорода Р.Х. Солоницына, ведущий специалист и супервизор Центра помощи детям со специальными потребностями, преподаватель факультета специального образования университета Нью – Мексико Кейтлин Тейлор, детский невролог С. Довбня, клинический психолог Морозова Т., директор программы «Каждый ребенок достоин семьи» И. Монова, руководители коррекционных школ и специалисты — консультанты НРООПДиМ «Верас». На круглом столе удалось обсудить первые результаты проекта «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях».
Р.Х. Солоницына отметила значимость системы, которая стала активно развиваться в Нижнем Новгороде. Дети с нарушениями аутистического спектра дошкольного возраста посещают развивающие занятия и проходят подготовку к школе в  Консультативно-диагностическом центре  МБДОУ №110. А ребята младшего школьного возраста посещают занятия в  Центре лечебной педагогики и социальной адаптации НРООПДиМ «Верас», в рамках реализации проекта  «Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца».  После подготовительного этапа дети с аутизмом приходят в коррекционные школы, где с ними  работают педагоги, участвующие в обучающем проекте.
Именно для того, чтобы учителя смогли получить наиболее полную информацию для работы с детьми с РАС, был проведен данный модуль семинаров. Учителя были рады получить новые знания и практические рекомендации в работе с некоторыми детьми, которые имеют тяжелые нарушения в развитии.

__________________________________________________________________
* Проект «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях» реализуется согласно трехстороннему договору о сотрудничестве, который подписан Фондом «Обнаженные сердца», основанным Натальей Водяновой, Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи  «Верас» и департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода при поддержке компании «ГАЗПРОМ Экспорт». Для участия в проекте экспертной комиссией были отобраны шесть коррекционных школ г. Нижнего Новгорода. Цель проекта – дать возможность детям с аутистическими расстройствами и имеющим выраженные нарушения коммуникации, интеллекта и поведения, учиться в школе. Основные усилия будут направлены на обучение педагогов коррекционных школ принципам организации обучения таких детей.