Визит экспертов фонда «Обнаженные сердца» Татьяны Морозовой и Святослава Довбня состоялся 27 февраля и 1-3 марта в рамках проекта «Внедрение современных технологий обучения детей расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах города Нижнего Новгорода».

При разработке программы супервизии было принято решение совместить наблюдение за работой в классах и обсуждение работы с конкретными детьми/технологиями с сотрудниками конкретной школы и общие встречи всех участников проекта.

Цель наблюдения за работой в классе/классах и последующего обсуждения данных наблюдений – поддержка специалистов, работающих в конкретных классах с конкретными детьми.

Ставя цель представления конкретных технологий для каждой из школ, эксперты хотели, чтобы специалисты службы сопровождения, учителя и администрация еще раз обратили внимание на использование данных технологий, проанализировали и обобщили свою работу и представили ее своим коллегам. Данные исследований в области образования взрослых показывают, что представление собственной работы является одним из эффективных инструментов обучения.

Все школы предварительно получили задание подготовить презентации на заданные темы с представлением конкретной истории ребенка и использованием соответствующей технологии.

Были разобраны следующие темы:

— разработка поведенческих планов,

— оценка коммуникации, использование дополнительной коммуникации,

— использование визуальной поддержки в работе с детьми с РАС,

— использование идей сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС.

Эксперты фонда «Обнаженные сердца» отметили, что уровень владения отдельными технологиями сильно отличается в разных школах. В целом идея организовать общие встречи участников проекта с представлением отдельных технологий от школ оказалась очень успешной. Педагоги – участники проекта смогли не только вспомнить ранее изученный материал, но и увидеть, как их коллеги используют те же самые технологии.

2 марта состоялся круглый стол по реализации проекта «Внедрение современных технологий обучения детей расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах города Нижнего Новгорода».

Участниками круглого стола стали: эксперты Фонда «Обнаженные сердца» Довбня С.В., Морозова Т.Ю., консультант Департамента образования Администрации города Нижнего Новгорода Солоницына Р. Х., специалисты Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца» — кураторы проекта в школах Марков И.А., Литова Е.В., Журавлева Т.М,, Шиповникова Т.М., юрист Любимова Р.С., координатор Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца», зам. председателя НРООПДИМ «Верас» Боброва А.В., руководитель Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца», председатель НРООПДиМ «Верас» Веко Л.В., директора школ — участников проекта, координаторы проекта в этих школах.

На круглом столе обсуждались итоги семинара-супервизии для служб сопровождения, дальнейшее развитие служб сопровождения в школах – участниках проекта, открытие первых классов для детей с РАС, а также дальнейшее проведение семинаров для тьютеров и матер-классы для психологов.

Участники семинаров поделились впечатлениями о проделанной работе и оценили ее итоги:

МКОУ «Школа – интернат № 95»: «Мы очень благодарны коллегам за проведенный семинар. Такой формат встречи показался нам очень эффективным. Мы смогли разобраться с использованием системы жетонов. На семинаре было много практических идей по сенсорной интеграции.

Спасибо за прекрасные идеи. Хочется продолжать обучение, больше узнать про визуальные стратегии поддержки позитивного поведения.

МКОУ «Школа-интернат №92»: «Очень интересно, очень практико-ориентированная неделя. Очень важно было увидеть на видео – дети до программы и сейчас. Очень интересное практическое занятие для нас было организовано вчера – развитие коммуникации».

МКОУ «Школа-интернат №39»: «Спасибо большое за интенсивную работу и вдохновение, которое мы получили на этой неделе. Множество новых идей почеркнули во время семинара. Спасибо экспертам за комментарии».

Слова благодарности Татьяне Журавлевой за методическую поддержку по сенсорной интеграции. Ценным было проговорить про систему жетонов.

МКОУ «Школа №142»: «Неделя была очень непростой — очень интенсивной. Здорово, что мы сами подготовили и презентации и видео. Спасибо большое экспертам за комментарии. Очень интересно было услышать про коммуникацию и сенсорную интеграцию. Хотим встречаться еще, сотрудничать и делиться опытом. А сейчас даже жалко расставаться. Больше всего запомнилось – выступление 56 школы по визуальной поддержке (визуальная поддержка при разучивании стихов и другие визуальные стратегии)».

МКОУ «Школа-интернат №86»: «Очень интересный семинар. О многих технологиях мы знали, но важно было увидеть, как эти технологии применят в каждой школе. Полезно было увидеть как работают с коммуникативными досками – не только в кабинетах, но и в столовой и в туалете».

МКОУ «Школа №56»:        «Понравилась практическая направленность семинара. Показали, как работаем мы, увидели, как работают коллеги. Очень насыщенная неделя – спасибо большое всем. Собираемся использовать некоторые идеи и конкретные упражнения, которые увидели во время представления других коллег».

Представители образовательных учреждений г. Тула:        «Удалось увидеть системную работу по обучению детей с РАС. Такой работы мы прежде не видели нигде. Поразило то, как используются методы дополнительной коммуникации – не только на занятиях специалистов. Огромное впечатление – занятия в залах сенсорной интеграции. Огромное спасибо за возможность увидеть своими глазами. Очень хотелось бы, чтобы и в нашем регионе дети имели возможность учиться».