С 14 по 18 декабря в Нижнем Новгороде прошла серия семинаров в рамках проекта «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода», который реализуется с мая 2015 года департаментом образования администрации г. Нижнего Новгород, НРООПДИМ «Верас», Фондом помощи детям «Обнаженные сердца» по трехстороннему соглашению.

В ходе встреч были затронуты следующие вопросы:

  • Зрительная поддержка и использование визуальных и прочих подсказок;
  • Техники снижения использования подсказок;
  • Принципы организации образовательной среды: как оборудовать классную комнату, как грамотно управлять группой, чтобы успешно работать с учениками с РАС;
  • Диагностические методики, используемые при построении образовательной программы для детей с РАС;
  • Программа ASSERT, основанная на поведенческом вмешательстве для детей с РАС;
  • Основные принципы коррекции поведенческих проблем и негативного поведения и др.

Американский эксперт — специальный педагог Нина Джеренксер (штат Юта, США) представила педагогам дошкольных образовательных учреждений программу раннего вмешательства ASSERT  (руководитель программы Томас Хиксби, профессор факультета специального образования штата Юта, США). Это самые передовые технологии обучения детей дошкольного возраста с аутизмом, которые впервые будут применяться в России в недавно открывшемся центре в Нижнем Новгороде.

Педагоги нижегородских школ и детских садов, участвующих в проекте, проявляли живой интерес к обсуждаемым темам, задавали различные вопросы, активно включались в дискуссию. Эксперты разобрали множество практических примеров и реальных случаев, что поможет в дальнейшем грамотно простроить систему образования для детей с РАС на базе образовательных учреждений в Нижнем Новгороде.

В рамках семинара проводился также круглый стол с представителем Департамента образования Розой Хайдяровной Солоницыной, экспертами и  директором программы «Каждый ребенок достоин семьи» Фонда, заведующими детских садов, кураторами и координаторами проекта. Во время круглого стола были озвучены текущие проблемы и достижения, вопросы, итоги стажировки в Санкт-Петербурге, а также планы дальнейшего развития.

«Я совсем недавно знакома с программой ASSERT, уже немного попробовала, но сейчас паззл немного сложился, надеюсь все получится

Программа ASSERT очень интересная, получила ответы на мои вопросы есть над чем подумать и проанализировать

Сегодня мне было очень полезно услышать про использование написанных скриптов для детей. Про то как правильно проводить апробацию новых целей, как действовать в этой ситуации. Появились идеи как изменить занятия в кругу

Все так здорово, у нас была возможность попробовать самим все в Юте. Мы вернулись домой, попробовали, поняли, что у нас не получается, мы долго обсуждали, меняли то, что мы делаем. Сейчас нам невероятно важно что вы приехали именно сейчас, когда у нас накопился и опыт и куча вопросов. Надеюсь что мы получим все важные для нас ответы. А когда мы начнем работать опять – у нас возникнут новые вопросы.

Очень полезно что те сомнения которые у меня были в течение работы, она оказались правильными, это показывает что мы действуем в правильном направлении. Приятно услышать что у нас неплохо получается6 очень жду завтрашнего дня

Много видела сегодня себя на экране видела свои собственные ошибки и очень за это благодарна, постараюсь исправить. Рада что у нас есть возможность подбирать программы индивидуально к каждому ребенку

Было очень полезно услышать про то как мы должны давать инструкции, что мы должны придерживаться единых инструкции, а также про особенности построения программ для детей на разном уровне функционирования

Я не работаю по программе, но мне было очень важно понять, как я могу отрабатывать те же цели на занятиях по адаптивной физической культуре. Также важны советы по тому, как можно улучшать структуру моей работы

Интересно посмотреть занятия и детей, услышать какие замечания делаются. Я понимаю, что когда я начну работу в ЦРВ возникнут куча вопросов

Было интересно узнать об еще одном способе оценки подкрепления, о конкретных деталях инструктирования и организации материалов. Очень рада что некоторые мои идеи получили поддержку.

Очень много маленьких аспектов было важно услышать. А еще я поняла как важна коммуникация между специалистами в службе. А также важно было услышать что мы можем использовать подкрепление во время разных активностей в том числе про одевание и раздевания

Было здорово получит рекомендации по составлению программы для конкретного ребенка

Так жаль что я не знала этой программы раньше. Я давно работаю и теперь понимаю, что у детей с которыми я работала раньше, результаты были бы совсем другими. Я надеюсь что мои коллеги помогут мне сориентироваться в этой программе

Мы к сожалению не могли пока работать по этой программе с детьми, но мы уже работаем с детскими садами. У меня есть масса идей, которые я принесу в детский сад. Потрясающие идеи для проведения группового занятия

Мои коллеги, когда приехали со стажировки, у них была масса идей и вопросов, я как руководитель наконец увидела, чего они достигли и как это выглядит, похоже очень успешное начало. И мы надеемся что программа пойдет и в других учреждениях

Хочу поблагодарить своих коллег за возможность участвовать в разборах и обсуждениях. Очень жду продолжения нашего разговора. Есть возможность получить обратную связь и улучшить свою работу.

Самое важное для меня – поняла как начинать работать с новыми детьми

Я практик, для меня невероятно важно было поговорить о том, как давать инструкции, что считать правильным ответом

Важно было разобраться с подсказками, как когда и какие давать

Спасибо большое что поделились программой для диагностики детей

Важно было что Нина приехала и увидела нашу работу, и помогла нам понять, что в нашей работе можно улучшить

Важно было услышать как работать с детьми, которые функционируют на низком уровне и с трудом учатся новым навыкам

Было важно поговорить о коммуникации, что это даже важнее чем работа с дискретными пробами, важно было поговорить о том, как начинать работу с новыми детьми, а еще рада тому, как хорошо обучается программе наша команда».