Участники семинара посетили отделение ранней помощи ГБОУ «Центр лечебной педагогики» «Лим-по-по», где специалисты центра рассказали о системе ранней помощи детям с нарушениями развития от 0 и до 4 лет. Система ранней помощи включает центр «Лимпопо» и два детских сада в г. Пскове, где вместе с дошкольным образованием, дети с нарушениями развития получают и комплекс психолого педагогической и медико-социальной помощи. Обучение в ЦЛП нацелено на социальную интеграцию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Работа педагогического коллектива направлена на тесное сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, на взаимодействие с общественностью, осуществление научно-методической работы.
В ЦЛП участникам стажировки представили опыт работы, структуру организации занятий, принцип наполняемости групп, принцип построения работы команды специалистов с ребенком, имеющим нарушения развития.
Во второй половине дня участники стажировки посетили квартиру учебного проживания, где руководитель отделения подробно рассказала об организации проживания, принципах и правилах при подборе обучающихся, о структуре построения работы со взрослыми ребятами, имеющими психические и (или) физические нарушения в развитии.
Далее участники посетили 2 квартиры постоянного сопровождаемого проживания для ребят с нарушениями развития, где познакомились с процессом организации сопровождаемого проживания, а руководитель службы Елена Виноградова подробно рассказала об опыте создания квартир, организации проживания и подборе ребят, о правилах и принципах этого процесса.
Нижегородцы познакомились с ребятами, проживающими там, а также сопровождающими их педагогами. Обсудили проблемные моменты, волнующие как родителей, так и специалистов: вопросы проживания ребят в случае, если они остаются без родителей, опекунов и т.п. В конце первого дня на квартире постоянного проживания были подведены итоги первого дня семинара с участием директора ГБОУ ЦЛП А.М.Царева и заместителя директора О.Ю.Сухаревой.
Людмила Веко представила опыт Нижегородской области по организации квартиры учебного сопровождаемого проживания и созданию мастерских для занятости ребят с нарушениями развития. Обсудили вопросы изменения законодательной базы по введению услуги сопровождаемое проживания, сопровождаемого трудоустройства и поддерживаемой занятости.
Второй день стажировки начался с круглого стола с заместителем директора ГОУ СО Псковской области «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов», руководителем структурного подразделения управления социальной политики Псковской области, которая представила опыт работы Пскова и Псковской области по оказанию комплексной помощи людям с нарушениями развития.
В свою очередь, нижегородские гости представили опыт организации работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов в рамках региональных программ «Равные возможности» (2009-2011г.) и «Мы — как все» (2012-2014г.) по созданию и развитию служб сопровождения семьи и ребенка, а также опыт организации совместно с Министерством социальной политики Нижегородской области социально-реабилитационных смен в «Юном Нижегородце» для семей, воспитывающих детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития, расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна и др.
Далее нижегородцев познакомили с процессом организации работы производственных интеграционных мастерских для инвалидов. Участники стажировки увидели в мастерских работу тренировочного отделения, отделения дневного пребывания, отделения развития и ухода, картонажного и прачечного отделений, отделения растениеводства, хозяйственного отделения, отделения деревообработки, швейного отделения, отделения реализации продукции, отделения «Образовательный центр». Гости увидели процесс работы в мастерских, оценили важность и ответили высокую потребность в организации подобного учреждения в Нижегородской области.
В завершении стажировки участники из Нижнего Новгорода посетили «Областной центр семьи», где руководитель и специалисты представили опыт сопровождения семей с детьми-инвалидами на территории Пскова и Псковской области, а также поделились опытом формирования индивидуальной программы предоставления социальных услуг в связи с реализацией мероприятий ИПРА ребенка-инвалида.
Опыт Пскова подтверждает, что сотрудничество родителей, государственных и муниципальных структур, благотворителей и партнеров позволяет создавать условия для достойной жизни людей с тяжелыми нарушениями развития. Таким образом, система помощи лицам с нарушениями развития создает условия для организации обучения, воспитания, обеспечения занятости и проживания таких людей в обществе.
Стажировка специалистов «Верас» и родителей прошла в рамках совместных проектов с нашими партнерами: РООИ «Перспектива», Министерством внутренней и региональной политики Нижегородской области и некоммерческой организацией EIKOS (Германия) при поддержке Aktion Mensch.