С 3 по 7 июня 2013 г.  фонд помощи детям «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой  совместно с НРООПДиМ  «Верас» при поддержке Департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода провели семинар «Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра» в рамках реализации проектов «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах г.

Нижнего Новгорода» и «Уверенное начало» — программа поддержки семей с детьми раннего возраста, имеющими риски отставания в развитии по биологическим и социально-экономическим причинам.
Ведущие семинара: Кейтлин Моррис (США) – логопед,  признанный международный эксперт в области сенсорной интеграции; Святослав Довбня – детский невролог, консультант по развитию служб помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями; Татьяна Морозова – клинический психолог, консультант по развитию служб помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями.

Во время семинара были освещены следующие темы:
— сенсорная интеграция и ее влияние на повседневную жизнь человека;
— особенности сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра;
— современные технологии помощи детям c расстройствами аутистического спектра, основанные на идеях сенсорной интеграции;
— как можно справляться с нежелательным поведением и организовать среду для лучшего обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Семинар сопровождался показом слайдов, видеоматериалов,  часть из которых были отсняты во время практических занятий с детьми в центре лечебной педагогики в первой половине дня. Также были организованы сенсорные перерывы. Это сделало семинар более интересным и насыщенным. На сенсорных перерывах  всем участникам было предложено выполнять несколько упражнений, способствующих дальнейшей плодотворной работе.

В семинаре приняли участие представители образовательных учреждений, с которыми  сотрудничает или планирует сотрудничать НРООПДиМ «Верас» для дальнейшего развития инклюзивного и интегративного образования для детей с особыми образовательными потребностями, получающих услуги в Консультативно – диагностическом центре МБДОУ №110, Центре лечебной педагогики и социальной адаптации нашей организации «Верас», Лекотеки ГБУ «Центр помощи семье и детям «Дом» Сормовского района. Среди специалистов были  учителя, дефектологи, логопеды, психологи и др. педагоги из следующих дошкольны       х и школьных образовательных учреждений:
— дошкольные образовательные учреждения — МБДОУ №110,  МДОУ № 17, МДОУ № 452;
— специальные (коррекционные) общеобразовательные школы — МОУ СКШ №142, СКОШ №86, МОУ СОШ №39, МБОУ СОШ № 92, МБОУ СОШ №56, МБОУ СОШ № 95.
В течение всех пяти дней приглашенные эксперты также посещали занятия, которые проходили в Центре лечебной педагогики и социальной адаптации. Они помогали специалистам НРООПДиМ «Верас» выбрать правильное направление работы с некоторыми детьми с нарушениями аутистического спектра. На занятиях также присутствовали педагоги коррекционных школ VIII вида, участвующих в проекте «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах г. Нижнего Новгорода».

Для реализации вышеназванного проекта было подписано трехстороннее соглашение  между фондом поддержки детей «Обнаженные сердца», НРООПДиМ  «Верас» и департаментом образования г. Нижнего Новгорода.
По итогам семинара специалисты НРООПДиМ «Верас» провели анализ анкет, которые заполнялись педагогами образовательных учреждений. Участники семинара отметили новые практические подходы для работы с детьми с нарушениями развития: использование тактильного и вестибулярного опыта, нормализация уровня активности, удовлетворение сенсорных потребностей до начала занятий, необходимость организации детей с РАС во время перемены, пирамида ощущений.

Специалисты НРООПДиМ «Верас» поделись отзывами о семинаре:
Педагоги первой ступени: «Нам понравилось, насколько доступно и грамотно была изложена теоретическая часть, которая сопровождалась практическими занятиями и показом презентации.
Все методы и приёмы, которые рассматривались в ходе семинара, просты и доступны в повседневной работе.
Большое спасибо за интересный, полезный  и своевременный семинар. В дальнейшей работе с детьми с НАС мы будем использовать полученные знания на практике».
Педагоги второй ступени: «В первой половине дня, перед семинаром, Кейтлин и другими экспертами проводились клинические разборы конкретных случаев. Эксперты ответили на многие наши вопросы, что поможет нам в дальнейшем при составлении ИПО.

Кроме того, Кейтлин привезла с собой очень много раздаточного материала, который можно использовать для работы с детьми при сенсорной интеграции (бижутерия для жевания, щетки, мячи, вертушки, утяжеленное одеяло, бесшовная одежда и др.). Часть из этого она подарила НРООПДиМ «Верас».
 Благодаря этому семинару мы узнали несколько новых практических  подходов и концепций по работе с детьми с РДА. Это использование сенсорных коробок, использование ритмов на занятиях, стратегии для улучшения поведения детей, как дома, так и на улице. Важным было для меня, что при повышении требований к ребенку может произойти снижение его способностей. Этот семинар был очень полезным и информативным.
Хочется сказать огромное спасибо экспертам, партнерам и отдельное спасибо Кейтлин».