В 2008 году 2 апреля был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Всемирным днем распространения информации об аутизме. В этот день общественные организации всего мира, профессионалы стремятся донести до родителей, специалистов, представителей властей и общественности необходимость повышения уровня информированности об аутизме как о глобальной проблеме, требующей пристального внимания всего мирового сообщества.

По всей России прошла информационная акция «Аутизм: давай знакомиться», целью которой является донесение точной информации об этом диагнозе,  который окружен мифами, непониманием и неприятием в обществе. Эта акция прошла при поддержке Комиссии Общественной Палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, информационных агентств при Общественной Палате РФ: «Социальная карта Российской Федерации»  и «Агентство социальной информации».
Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» активно участвовала во всероссийской акции и с 1 по 5 апреля 2013 г. наша организация провела Неделю открытых дверей, которая завершилась подведением итогов во время круглого стола «Актуальные вопросы психолого-педагогического,  социального сопровождения и обучения детей с нарушениями аутистического спектра». Организационную поддержку в проведении мероприятий оказали Департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода, фонд «Обнаженные сердца» в рамках реализации проекта «Центр поддержки семьи».

В течение всей недели педагоги образовательных коррекционных учреждений посещали индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра (НАС) в Центре лечебной педагогики и социальной адаптации организации «Верас» (Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца»).

На открытые занятия были приглашены руководители и педагоги коррекционных школ VIII вида, которые посещают или будут  посещать  дети с аутизмом: № 92, 142, 162 –Автозаводского р-на, № 39 – Нижегородского р-на, № 56 – Приокского р-на, № 86 – Московского р-на, № 71 – Сормовского района, № 95 – Канавинского р-на и МС(К)ОУ начальная школа – детский сад VI вида № 365 – Сормовского р-на. Специалисты присутствовали на занятиях, наблюдали, какими видами деятельности занимаются ребята, как ведут себя они в Центре. После занятий педагоги школ задавали интересующие их вопросы и обсуждали ребят и то, как с каждым из них можно работать. Педагог-психолог коррекционной школы №39 поделилась своими впечатлениями  об открытом занятии: «Мне очень понравились занятия, которые проходили в Центре лечебной педагогики и социальной адаптации НРООПДиМ «Верас». Занятия были структурированные. Педагоги все показали со всех сторон. Можно было подойти и понаблюдать за ребенком, который обучается у нас. Многое взяли для себя, будем использовать на занятиях в школе. Также понравилась идея создания подготовительного класса в школе, задачей которого является подготовка детей с нарушениями развития к занятиям в школе».

На занятиях педагоги применяли методику «Нумикон», благодаря которой ребята учатся считать, использовали визуальную поддержку для структурирования времени, проводимого ребятами на занятиях, альтернативную коммуникацию, которая позволяет неговорящим детям общаться, а также использовали элементы сенсорной интеграции, позволяющая ребятам концентрировать внимание на выполняемых заданиях.

Всего открытые занятия посетили более 20 представителей образовательных учреждений.
В завершение Недели открытых дверей 5 апреля состоялся круглый стол «Актуальные вопросы психолого-педагогического,  социального сопровождения и обучения детей с нарушениями аутистического спектра», на котором обсуждались вопросы обучения детей с нарушениями аутистического спектра в образовательных учреждениях  г. Нижнего Новгорода, возможности взаимодействия специалистов Центра лечебной педагогики НРООПДиМ «Верас», фонда помощи детям «Обнаженные сердца»,  администрации и педагогов образовательных учреждений, родителей, имеющих детей с инвалидностью. Цель круглого стола – определить основные направления развития системы помощи детям с НАС, место общественных организаций в этом процессе, сформулировать основы для социального заказа по психолого-педагогическому сопровождению и включению детей с аутизмом в образовательное пространство.

В круглом столе приняли участие специалисты Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас», консультант департамента образования администрации Нижнего Новгорода Солоницына Роза Хайдяровна, учителя и руководители образовательных учреждений, известные российские эксперты Татьяна Морозова и Святослав Довбня, координатор проекта «Каждый ребенок достоин семьи» фонда «Обнаженные сердца» Инна Монова, заместитель руководителя по организационно-методической работе БМСЭ по Нижегородской области Каратаева Ольга Александровна и представители ЗАО «КПМГ». На круглом столе были показаны видеоролики с занятий ребят с нарушениями развития. Они были специально подготовлены для тех, кто не смог посетить открытые занятия. После просмотра видеосюжетов многие участники  отметили прогресс в развитии, который наблюдался у ребят. У педагогов было много вопросов и предложений.
Заместитель руководителя по организационно-методической работе БМСЭ по Нижегородской области Каратаева Ольга Александровна выступила с докладом по теме: «Динамика инвалидности среди детского населения Нижегородской области». В нем были приведены показатели, структура и уровень первичной инвалидности среди детского населения в Нижегородской области, ПФО и России. Исходя из статистики, уровень первичной инвалидности по России составляет 27,4 % на 10 000 детей. В Нижегородской области этот уровень выше, чем в целом по России, и составляет 29,5%.

Специалисты НРООПДиМ «Верас» подготовили анализ анкет, которые заполняли педагоги образовательных учреждений на открытых занятиях. Были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги в работе с детьми, имеющими нарушения развития, в т.ч аутизм, это: нехватка ассистентов, воспитателей, помощников на занятиях,  недостаток методических материалов и знаний, а также трудности в построении расписания и построении занятий для ребят.

Известные российские эксперты Татьяна Морозова и Святослав Довбня поделились опытом работы с детьми с РАС в других регионах. Они продемонстрировали видеоролики с разными видами деятельности и отметили, каких хороших результатов добились специалисты НРООПДиМ «Верас» в работе с ребятами с нарушениями развития.

На круглом столе также прошло обсуждение рекомендаций Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему «Проблемы лиц с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации». Участниками были предложены дополнения к уже существующим рекомендациям для их дальнейшего обсуждения в Общественной палате РФ.

Участники круглого стола обсудили возможности взаимодействия для дальнейшего включения детей с нарушениями развития в образовательное пространство и выразили намерение участвовать в реализации проекта «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах г. Нижнего Новгорода». Данный проект был подготовлен экспертами фонда «Обнаженные сердца» при сотрудничестве с департаментом образования администрации г. Нижнего Новгорода и общественной организацией «Верас».

Как видим, проблемы развития и обучения детей с нарушениями аутистического спектра волнуют не только родителей и педагогов, работающих непосредственно с детьми, имеющими аутизм, но и руководителей департамента образования, представителей российских фондов, социально ответственного бизнеса, СМИ. И это дает надежду на то, что ситуация  в скором времени изменится к лучшему.
_________________________________________________________________________________________________________
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире сейчас около 67 миллионов людей с аутизмом. Им страдают люди на всех континентах, во всех странах, независимо от пола, расовой принадлежности и социально-экономического положения. Ученые озабочены тем, что статистика распространенности данного нарушения раннего развития человека за последние десять лет выросла в 10 раз. «Необычные» дети появляются 1 на 88 детей; из них – один выявленный диагноз «аутизм» приходится 1 на 54 мальчика, 1 на 252 девочки (10 лет назад статистика была — 1 случай аутизма на 10000 родившихся).
При аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникают проблемы,  как в невербальной коммуникации, так и в общении при помощи речи. При всем этом интеллект ребенка может не страдать, а в некоторых случаях быть гораздо выше, чем у его сверстников.
Центр лечебной педагогики и социальной адаптации НРООПДиМ «Верас», является единственным учреждением такого рода в регионе, который оказывает психолого-педагогическую, правовую, социальную и другую квалифицированную поддержку семьям, воспитывающим детей с особыми нуждами. Все дети, занимающиеся в ЦЛП, имеют умеренные и сложные функциональные нарушения. В основном (около 90%) —  это нарушения  аутистического спектра, вследствие которых дети либо полностью лишены возможности посещать образовательные учреждения, либо находятся на домашнем обучении или посещают учебные учреждения по определенным дням на несколько часов.