С 13 по 17 апреля в коррекционных школах г. Нижнего Новгорода, участвующих в образовательном проекте «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях» состоялся семинар «Прикладной анализ поведения и международный подход к изменению поведения».

На семинаре были рассмотрены следующие темы:
• Основная терминология поведенческого анализа;
• Функции поведения;
• Оценка поведения и планирования помощи;
• Процедуры для снижения уровня трудного поведения;
• Обучение языку и коммуникации;
• Сексуальность и пубертат;
• Обучение новым социальным навыкам;
• Этика и права человека;
• Представление случаев, обсуждение конкретных случаев.

Семинар провели:
Дженни Энн Хейс – поведенческий терапевт Центра социальных услуг по месту жительства им. Св.Джона (St. John’s Community Services) Джексон, Теннесси.

Эллен Като – поведенческий терапевт техасского детского центра аутизма (Texana Children’s Center for Autism) Хьюстон, Техас.

С.В. Довбня – детский невролог, эксперт Фонда Обнаженные сердца, ведущий эксперт проекта.

Т.Ю. Морозова – клинический психолог, эксперт Фонда Обнаженные сердца, ведущий эксперт проекта.

Ведущие семинара

Уникальность семинара заключается в том, что в первой половине дня эксперты и консультанты проекта посещали открытые занятия в одной из коррекционных школ, после чего проходил разбор случаев в каждом классе в отдельности, эксперты давали рекомендации по работе с детьми с аутизмом, помогали составить программу обучения и сопровождения. В результате было охвачено пять из шести школ – участников проекта. В каждой из школ обучаются дети с расстройством аутистического спектра.
Во второй половине дня проходила теоретическая часть, в которой приняли участие педагоги из шести коррекционных школ VIII вида г. Нижнего Новгорода и коррекционной школы Городецкого района, консультативно–диагностического центра МБДОУ №110 г. Нижний Новгород, специалисты Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас», центра поддержки семьи «Обнаженные сердца».

участники

В ходе семинара были показаны обучающие видео, презентации. Эксперты делились опытом работы в США.
В ходе семинара учителя и специалисты научились применять техники и принципы прикладного анализа поведения в работе с людьми с диагностированной умственной отсталостью и нарушениями развития и были рады получить новые знания и практические рекомендации в работе с некоторыми детьми, которые имеют тяжелые нарушения в развитии.

А 14 апреля состоялся круглый стол, в котором приняли участие: председатель Нижегородской региональной общественной организации «Верас» Л.В. Веко, консультант департамента образования администрации города Нижнего Новгорода Р.Х. Солоницына, детский невролог С. Довбня, клинический психолог Морозова Т., директор программы «Каждый ребенок достоин семьи» И. Монова, директор фонда «Обнаженные сердца» О. Медведева, руководители коррекционных школ и специалисты – кураторы НРООПДиМ «Верас», центра поддержки семьи «Обнаженные сердца».

На круглом столе удалось обсудить результаты реализации проекта «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях» и дальнейшие планы, в том числе открытие новых классов для детей с нарушениями аутистического спектра. Также был затронут вопрос участия коррекционных школ в апробации ФГОСов для детей с РАС согласно приказа № 1598 Министерства образования и науки РФ.