Стажировка «Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Подготовка к трудовой деятельности. Организация занятости и сопровождаемого проживания» прошла в г.Псков, в которой специалисты НРООПДиМ «Верас» приняли активное участие.

В первый день стажировки группа педагогов и соц. работников посетила  отделение ранней помощи (ОРП) «Лимпопо». В ОРП располагаются  кабинет массажа, небольшой бассейн и несколько ванн для занятий с новорожденными, кабинеты для занятий с психологом, логопедом и сенсорная комната. ОРП «Лимпопо» проводит диагностику и коррекцию нарушений развития в раннем возрасте. Междисциплинарная команда специалистов работает с детьми от рождения до 6 лет.

После посещения «Лимпопо» специалисты отправились на экскурсию в Центр лечебной педагогики и Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов. Муниципальное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (ЦЛП) принимает детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, расстройствами аутистического спектра по достижении ими шестилетнего возраста. В данном учреждении специальными современными психолого-педагогическими методами осуществляется обучение и развитие детей с нарушениями развития с целью их максимально возможной социальной адаптации и интеграции в общество.

Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов (ПИМ) принимают выпускников ЦЛП после 18 лет. Сформированные в ЦЛП и коррекционных школах  навыки трудовой деятельности позволяют ребятам участвовать в производственном процессе. В настоящее время  ПИМ являются бюджетным учреждением социальной защиты, обеспечивают занятость 180 инвалидов, которые трудятся в пяти отделениях: растениеводство, деревообработка, швейное, хозяйственно-бытовое, развития и ухода. Обеспечивая занятость инвалидов, ПИМ решает не менее важную социально-психологическую задачу – самореализации человека с ограниченными возможностями здоровья. Получая определенное вознаграждение за свой труд, человек с инвалидностью  чувствует свою общественную значимость, признание своего труда.

Директор ЦЛП А.М. Царев представил презентацию «Система сопровождения людей  с ТМНР в г. Псков» для участников стажировки из Нижнего Новгорода, которое дает полное видение организации комплексного сопровождения детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Во второй половине дня группа специалистов отправилась на экскурсию в  псковский  Кремль.

В дальнейшем специалисты были поделены на две группы.  Группа социальных работников проходила стажировку в квартирах учебного и постоянного (сопровождаемого) проживания. Там они смогли познакомиться с организацией процесса проживания и ведением отчетно-плановой документации. А так же как происходит планирование деятельности ребят, как строится работа с родителями, организация досуга  и половое  воспитание студентов.

В квартире учебного проживания молодые люди проходят курс обучения самостоятельному проживанию. Продолжительность курса — до 4 месяцев. Обучение осуществляется социальными педагогами в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся. В процессе педагогической работы формируются навыки доступной бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности.

В постоянном сопровождаемом проживании участвует пока только 10 человек. Молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет имеют возможность жить в двух пятикомнатных квартирах, приобретенных муниципалитетом для этой цели в новом доме. Днем молодые люди находятся в мастерских, а вечером они опять возвращаются в квартиру постоянного проживания. Родители могут приходить в гости к своему ребенку в любое время.

Также специалисты приняли участие, как в семинарах, так и в практической части — организации работы и досуга ребят.

Вторая группа педагогов, посещала занятия в третьей и четвертой ступенях центра и интеграционных производственных мастерских.

В ступенях обучаются дети и подростки с тяжелыми и множественными нарушениями. Для их обучения созданы все условия: расписание деятельности в виде пиктограмм, наличие визуальной поддержки, таймеры. Программа, по которой обучаются дети, включает в себя не только основные школьные предметы, но и растениеводство, домоводство, кулинария, шитье, ткачество. Особенно понравилось занятие  по СБА, на котором подростки  решали какое блюдо они будут готовить на кулинарии, какие продукты необходимо закупить, в каком количестве. После этого, в рамках занятия, ребята при сопровождении педагогов ездили в магазин, где самостоятельно, с помощью заранее составленного плана с визуальной поддержкой дополнительной коммуникации, выбирали и закупали продукты.

Так же, очень важно, что прослеживается преемственность и взаимосвязь между всеми ступенями ЦЛП, а так же между ЦЛП и мастерскими.

Производственные  мастерские поразили своими масштабами, разнообразием профессиональной деятельности: прачечная,  швейная, растениеводство, деревообработка, картонажная мастерская. Ребята попадают в мастерские после тренировочного отделения, где они проходили диагностику, вовремя которой учитывались способности молодых людей и их желание. За свою работу в мастерских, а рабочий день составляет семь часов, ребята получают заработанную определенное вознаграждение.

Кроме производства, в мастерских работает «Отделение заботы и ухода», которое посещают ребята с тяжелыми и множественными нарушениями. И, независимо от сложности заболевания, молодым людям подобраны виды занятости.

После занятий в мастерской молодые люди принимали участие в театральной студии «Ты и Я». Руководителем театральной студии является О.Ю. Сухарева.  Она рассказала о работе театральной студии, как о способе интеграции и социализации людей с особенностями и привела примеры нескольких упражнений для разминки. Также специалисты НРООПДиМ «Верас» прослушали доклад о формировании доступной бытовой и трудовой деятельности и посетили мастерские.

В последний день стажировки для специалистов НРООПДиМ «Верас»  был проведен семинар по половому воспитанию детей и молодых людей с особыми потребностями. Тема сексуального развития и полового воспитания малоизучена и ведущая семинара Андреева С.В. попыталась максимально ее раскрыть. В ходе семинара Андреева С.В. дала конкретные рекомендации по половому воспитанию подростков и молодых людей с нарушениями, представила зарубежный опыт, поделилась опытом работы ЦЛП г. Пскова.

В конце семинара всем участникам было предложено ознакомиться  с литературой, как отечественной, так и зарубежной посвященной этой теме, были розданы   тетради для практической работы.

Закончилась стажировка проведением круглого стола, где прошло обсуждение разных вопросов организации социализации ребят, занятости, сопровождаемого проживания, подведение итогов стажировки. Все педагоги поделились своими впечатлениями и подарили памятные сувениры, сделанные руками ребят, которые посещают Центр лечебной педагогики и социальной адаптации НРООПДиМ «Верас».

Специалисты НРООПДиМ «Верас» поделились своим отзывом о стажировке: «Во время стажировки наибольшее впечатление произвела организация самого проживания, а именно: ведение бюджета, документации, планирование обучающих задач вместе со студентами. Так же ознакомились с организацией работы квартир постоянного сопровождаемого проживания.

В течение обучения была дана теоретическая часть по всем  темам, касающимся учебного проживания, такие как: социальная сфера, приготовление пищи, ведение бюджета, работа с родителями, бытовая деятельность, организация досуга, самообслуживание, ведение документации, сексуальное воспитание. Очень важной оказалась тема поощрения студентов в процессе обучения.

По основным темам давались «домашние задания» — наблюдение обсуждаемой темы на практике, и обсуждение на следующий день увиденного. Так же социальные работники учебного проживания НРООПДиМ «Верас» приняли участие в проведении досугового мероприятия – интерактивная игра «Путешествие по святым местам». Студентам учебного проживания предлагалось найти места, обозначенные в брошюре и ответить на вопросы, касающиеся места проведения мероприятия – Свято – Успенский Псково – Печерский монастырь и Изборск.

Очень понравилась организация досугового мероприятия, все было предусмотрено, экскурсия по маршруту была в доступном для ребят формате, все студенты были успешны в выполнении задания.

В квартире учебного проживания и квартирах постоянного проживания  мы увидели действительный результат обучения».