Ключевая тема семинаров: «Развитие коммуникации у детей с РАС».

В рамках реализации проекта «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода» состоялся цикл информационно-практических семинаров по теме «Развитие коммуникации у детей с РАС». Участниками семинара были воспитатели, педагоги, дефектологи, логопеды, специалисты НРООПДИМ «Верас» и др.

Эксперты фонда «Обнаженные сердца» Татьяна Морозова и Святослав Довбня провели супервизии в детских садах-участниках проекта:

— 14.03.2016 – МБДОУ № 226 Нижегородского района
— 15.03.2016 — МБДОУ №110, Консультативно – диагностический центр Автозаводского района
МБДОУ №17 Автозаводского района
— 16.03.2016 — МБДОУ №452 Московского района
— 17.03.2016 – Ресурсный центр для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста МБДОУ №130 Приокского района.

Эксперты в первую половину дня посетили группы, которые посещают дети с расстройствами аутистического спектра, провели супервизии для специалистов каждого из посещаемых учреждений. А во второй половине дня прошли обучающие лекции для всех специалистов, участвующих в реализации проекта. Эксперты отметили, что все специалисты-участники проекта сделали значительный шаг вперед в применении технологий и стратегий в работе с детьми, имеющими аутизм, нарушения поведения и коммуникации. И самое главное, что этот результат стал виден в работе с детьми.

В ходе семинара освещались следующие темы:

1. Основные виды поведения и коммуникации
• Взаимосвязь поведения и коммуникации
• Характерные трудности аутизма
• Важность обучения различным способам коммуникации
• Виды языка: экспрессивный и рецептивный
• Виды нарушений коммуникации
• Проведение оценки коммуникации
• Оценка предпочтений у детей с РАС, формализованные методы оценки и общие рекомендации
• Мифы о дополнительной коммуникации
• Альтернативная и аугментативная коммуникация
• Тренинг функциональной коммуникации
• Причины поведения, опросники для определения причин поведения
• Различные виды дополнительной коммуникации

2. PECS — Система альтернативной коммуникации с помощью карточек
— Фазы, технологии

3. Коммуникативные доски
• основы, технологии
• методы подбора словаря
• планирование месторасположения слов на коммуникативной доске

4. Ответы на вопросы, практические советы и рекомендации.

Семинары завершились итоговым круглым столом в пятницу, 17 марта в МБДОУ №130.

На круглом столе присутствовали представители департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода, НРООПДИМ «Верас», эксперты и директор фонда «Обнаженные сердца», кураторы Центра поддержки семьи, ресурсного центра, кураторы и координаторы детских садов и КДЦ.

Участники обсудили, как изменилась ситуация в образовательных учреждениях за время реализации проекта:

— изменения в физическом окружении (в группе);
— работу с родителями;
— организацию заданий и занятий для конкретного ребенка;
— поведенческие аспекты;
— оценку коммуникации
— комплектование групп на следующий учебный год
— результаты, проблемы и предложения.

В результате были сформированы рекомендации по итогам семинара и разработаны планы дальнейшей работы.

Участники семинаров поделились впечатлениями о проделанной работе и оценили ее итоги:

Детский сад №17
«С помощью экспертов смогли оценить результаты своей работы – по использованию определенных технологий, по организации окружения.
Познакомились с новыми технологиями – коммуникативные доски и PECS и теперь понимаем, каким детям подходит какой вид коммуникации.
Определили, что будем делать дальше – чтобы сделать программы более индивидуальными».

КДЦ
«Важно разобраться с двумя технологиями — коммуникативные доски и PECS.
Решили кому из детей подойдет коммуникативные доски, а кому PECS.
Важно было разобраться в причинах поведения наших конкретных детей.
Важна супервизия в нашем саду и понимание того, что он перерос свой словарный запас и пора переходить на другие типы подкреплений.
Думаем, как реорганизовать пространство и организовать больше зон для индивидуальной работы.
Выбрали детей, которые будут использовать коммуникативные доски.
Хотим чаще использовать методы анализа проблемного поведения».
Детский сад №110
«Было важно посмотреть на себя со стороны и увидеть свои ошибки и достижения с использовании программы PECS.
Будем дальше работать с тем, как понимать степень оказываемой помощи и как не давать излишней помощи.
Поняли, кому нужны коммуникативные доски»

Детский сад №452
«Было очень важно разбирать видео – как предугадывать сигналы проблемного поведения.
Понимаем, с кем можно использовать коммуникативные доски, но пока не очень уверены в том, с чего начать, нужна будет помощь координатора и эксперта из ЦПС.
Точно будем использовать опросники для анализа причин проблемного поведения».

Детский сад №226
«Супервизия – очень ценна технология – возможно и себя увидеть со стороны и увидеть работу других людей. Очень важно остановиться на деталях и обсудить их.
Невероятно важно было смотреть видео с работой коллег – очень вдохновляет.
Важны были знания о новых технологиях дополнительной коммуникации – PECS и коммуникативные доски.
И еще очень важны для нас технологии оценки причин проблемного поведения».

Сотрудники дома ребенка №1 Нижнего Новгорода
«Невероятно интересно было услышать про работу с коммуникативными досками, мы никогда об этом раньше не слышали.
Мы точно знаем, что наши эксперты опережают время – мы такого вообще никогда не слышали раньше».

Центр раннего вмешательства
«Было очень важно видеть результаты своей работы – это очень вдохновляет.
Важно было обсуждать конкретные технологии и этапы работы.
Важно услышать о принципах формирования словаря ребенка, хотелось бы продолжить думать в этом направлении».