С 1 по 4 февраля в школах-участниках проекта «Внедрение технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах г. Н. Новгорода» прошел информационно-практический семинар, посвященный сенсорной интеграции и эрготерапии.

Семинар провели эрготерапевт и волонтер Центра поддержки семьи на базе НРООПДИМ «Верас» Миранда Уилсон и эксперты фонда «Обнаженные сердца» Татьяна Морозова и Святослав Довбня.

В первой половине дня участники посещали комнаты сенсорной интеграции и эрготерапии, оборудованные в школах, где работают классы для детей с расстройствами аутистического спектра (№№ 142, 95, 86, 56, 39). В рамках семинаров эксперты провели инструктаж по безопасному использованию оборудования, которое в декабре 2015 года было закуплено фондом и установлено в этих школах (мягкие напольные и настенные покрытия, различные подвесные конструкции). Это инновационный проект для России, так как до настоящего времени комнаты сенсорной интеграции с подобным оборудованием были организованы только в школе №46 в Санкт-Петербурге (на базе которой прошли стажировки участники проекта из Нижнего Новгорода). Теперь же, благодаря содействию фонда «Обнаженные сердца», аналогичные комнаты с современным и дорогостоящим оборудованием начинают работу в пяти образовательных учреждения нашего города.

С помощью установленных конструкций в школах будут реализовываться программы по сенсорной интеграции, т.е. работе с нервной системой детей через тело. Эти методики позволяют более эффективно справляться с некоторыми поведенческими проблемами ребят, улучшить концентрацию внимания, коммуникацию и т.п.

Эксперты обучили педагогов школ принципам работы с новым оборудованием и продемонстрировали практические занятия с детьми в комнатах сенсорной интеграции.

Практическая часть дополнялась теоретической информацией.  Вместе с экспертами специалисты обсуждали увиденное, а также получили много информации по пониманию сенсорных потребностей и уровней активности детей с РАС.  Эрготерапевт предложила различные варианты использования подвесного оборудования, научила правильно ставить цель занятий. Эксперты и учителя обсуждали технологии работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции, учились внедрять их в свою повседневную работу.

«Семинар был во многом полезен, так как Миранда показала, что во время занятий можно решать различные задачи – наряду с интеграцией ощущений работать над координацией, планированием движения, коммуникацией. Мне понравилось, что учителя, психологи, логопеды, тьюторы работали как одна команда, были очень активны и креативны», — поделилась впечатлениями инструктор по адаптивной физкультуре НРООПДИМ «Верас» Татьяна Журавлева.

В завершении цикла семинаров состоялся круглый стол, за которым участники обменялись впечатлениями и подвели итоги работы. Также были намечены планы дальнейшего развития этого проекта в школах Нижнего Новгорода.

С 2013 года в школах Нижнего Новгорода реализуется проект «Внедрение технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах г. Н. Новгорода». Основная его цель – включение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательные учреждения г. Нижнего Новгорода путем внедрения современных технологий обучения детей с аутизмом. В проекте принимают участие 6 школ, где были открыты и действуют классы для детей с РАС: №№ 142, 92, 95, 86, 56, 39. В рамках реализации проекта за 2 года было открыто 34 класса в 6 коррекционных школах города, в которых обучается 140 детей, в том числе 65 детей с расстройствами аутистического спектра, а 102 педагога прошли обучение.

Подробнее о сенсорной интеграции читайте в нашей онлайн-библиотеке.

Обратная связь участников семинаров по сенсорной интеграции:

               Важно было понять как работать в зале СИ, мы не знали, как там вообще работать и что делать с конкретным ребенком.

 

Все разложено по полочкам – все просто логично понятно и доступно, даже если вы далеки от этого, можно начать работать

 

Важно узнать про сенсорную модуляцию и дискриминацию, это ответило на многие наши вопросы.

 

Хотелось бы еще больше работы в малых группах и еще больше практики.

 

Просто замечательно ждем продолжения

 

                             Дети в восторге от занятий в СИ зале. Родители говорят, что после занятий дети дома спокойнее. Ребенок после занятий там в очень хорошем настроении.

 

Хорошо, что был семинар – коллеги очень заинтересованы, они просто в восторге. Им нравится и детям тоже нравится. Спасибо огромное за этот кабинет

 

Семинар интересный, много нового, надо очень много думать, учиться

 

Наши коллеги очень заинтересованы, сразу, как только поступило оборудование, пооткрывали все коробки, начали пробовать. Семинар позволил разобраться, как можно использовать это оборудование6 можно было все попробовать, ответить на все вопросы.

 

Родители понимают, что такое оборудование, как получили в школе, не доступно ни в одном платном центре города.

 

Когда наши специалисты были на семинаре в Санкт-Петербурге, они очень заинтересовались, но немного волновались, что с этим всем делать. Когда оборудование прибыло, начали пробовать. А сейчас особенно после семинара, стало гораздо проще и понятнее.

 

До семинара в зале работали только те два педагога, которые были в Санкт-Петербурге на семинаре в мае.  А нынешний семинар показал нам всем, что можно делать. Педагоги очень довольны, а мы видим, что детям очень нравится, даже тем, у кого проблемное поведение – они просто обожают занятия в этом зале.

 

Первое впечатление – очень здорово и мы очень благодарны. Мы понимаем, что это для нас большая ответственность, надо соответствовать. Впечатление наших специалистов – им пока очень нужна помощь коллег, чтобы научиться пользоваться оборудованием.

 

У нас очень опытный педагог, она уже давно этим вопросом интересовалась, не знаю пока, помогают ли ей эти знания или нет. Мы понимаем, что это для нас это очень новое все, будем наблюдать, будем смотреть, как это все получится. Надо учиться проводить оценку, мониторинг. Посмотрим со временем, как это все у нас пойдет.

 

В нашей школе оборудования пока нет, поэтому не было возможности попробовать. Материал очень интересный, очень хорошо все было представлено, особенно полезно то видео, которое наглядно показывало те идеи, которым был посвящен семинар.