8 декабря состоялся Круглый стол «Развитие сопровождаемого проживания и социальной дневной занятости людей с ментальной инвалидностью. Формирование регионального рынка социальных услуг, роль СО НКО. Проблемы и пути решения». Встреча состоялась в рамках проекта общественной организации «Верас» «На пути к самостоятельной жизни», который стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.

Участниками круглого стола стали:

— Голубев Роман Иванович, начальник управления социальной поддержки ветеранов и инвалидов министерства социальной политики Нижегородской области;

— Яписова Светлана Валентиновна, консультант министерства внутренней и региональной политики Нижегородской области;

— Михайлова Наталья Леонидовна, координатор социальных программ НРООРДИЗ «Перспектива»;

— Толмачёв Владимир Алексеевич, председатель НРООИ «Новые возможности»;

— Буланов Андрей Сергеевич, председатель НРООИ «Инватур»;

— Веко Людмила Викторовна, председатель НРООПДИМ «Верас»;

— сотрудники и активные родители общественной организации «Верас».

Перед началом Круглого стола участникам были представлены программы, которые реализуются в организации, в том числе программы Центра поддержки семьи «Обнажённые сердца» на базе родительской организации «Верас» для детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) и их семей: «Ассерт», «Ранняя пташка»; программа для молодых людей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, включая РАС.  Прошли мастер-классы в интеграционных мастерских социальной дневной занятости для людей с ментальной инвалидностью НРООПДИМ «Верас». Гости высоко оценили комплексность и системный подход в организации помощи людям с нарушениями развития от младшего и до старшего возраста.

Участники Круглого стола – представители СО НКО рассказали о программах, которые уже реализованы или реализуются в настоящее время, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться в процессе оказания помощи людям с различными формами нарушений в развитии, в том числе, и административные барьеры при работе НКО в реестре поставщиков социальных услуг Нижегородской области.

Участниками Круглого стола были выдвинуты предложения для обсуждения и дальнейшей проработки Министерством социальной политики Нижегородской области:

1) На региональном уровне необходима разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих комплекс социальных услуг, предоставляемых целевым группами при сопровождаемом проживании, сопровождаемой дневной занятости и сопровождаемом трудоустройстве.

— регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти при осуществлении полномочий для обеспечения сопровождаемого проживания,сопровождаемой дневной занятости и сопровождаемого трудоустройства;

— порядок осуществления сопровождаемого проживания, сопровождаемой дневной занятости и сопровождаемого трудоустройства;

— перечень услуг, предоставляемых при сопровождаемом проживании, сопровождаемой дневной занятости и сопровождаемом трудоустройстве.

2) Необходимо определить порядок финансирования услуг сопровождаемого проживания, сопровождаемой дневной занятости и сопровождаемого трудоустройства, предоставляемых НКО. Подушевой норматив финансирования социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания, устанавливается субъектом Российской Федерации в рамках реализации статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» с учетом Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2014 г. N 1285. Подушевой норматив финансирования социальных услуг в большинстве регионов очень низкий и не позволяет НКО, оказывающим услуги людям с нарушениями развития старше 18 лет, рассчитывать на полное возмещение затрат за счёт бюджетных средств. Необходимо рассмотреть вопрос об установлении для регионов дифференцированного подхода к подушевому нормативу финансирования социальных услуг (установление поправочного коэффициента, зависящего от степени ограничения жизнедеятельности получателя социальных услуг).

3) В настоящее время не подпадают под возмещение расходы за срочные социальные услуги, которые оказывают НКО, в связи с тем, что для их получения получателю социальных услуг не оформляется Индивидуальная программа получателя социальных услуг. Срочные социальные услуги востребованы, реально предоставляются НКО, но предъявить их на возмещение затрат не представляется возможным.

4) Необходимо расширить системное взаимодействие НКО региона, оказывающие социальные услуги, с учреждениями социальной защиты населения с целью использования мощностей, имеющиеся у государственных организаций социального обслуживания: ДДИ, ПНИ, Комплексных центров социального обслуживания населения для предоставления в дневное время услуг молодым людям с нарушениями развития, проживающим в семьях. Необходимо организовать совместное участие молодых людей, проживающих в семьях и молодых людей, проживающих в ДДИ и ПНИ, в программах социально-средовой и социально-бытовой реабилитации и абилитации, а также в совместных культурных и спортивных мероприятиях вне стен интернатов. Возможно, необходимо ежегодно разрабатывать план таких совместных мероприятий  учреждениями социальной защиты и профильными НКО. Представителями НКО предложена помощь в организации совместной работы с Комплексными центрами социального обслуживания населения для организации помощи лицам с различными формами нарушения развития: ментальные, психические, нарушения зрения и слуха, физические нарушения.

НКО не располагает достаточными ресурсами (площади, персонал, материально техническая база) для оказания данных услуг всем желающим получателям социальных услуг. Использование для этих целей площадок Комплексных центров социального обслуживания населения  могло бы существенно расширить охват нуждающихся получателей социальных услуг.

5) Социальные услуги для людей с ментальными нарушениями, нарушениями слуха и др., а именно для тех, кто не может трудоустроиться на открытом рынке труда, либо продолжить профессиональное образование, не могут носить периодический характер, они должны оказываться постоянно. Весь смысл сопровождения строится на непрерывности развития приобретаемых ими навыков. Молодые люди, получая определённые необходимые им социальные навыки, навыки самообслуживания и социально-средовой адаптации при нерегулярной помощи и поддержке могут их утратить. И тогда возникает необходимость возобновления процесса реабилитации с ещё большими трудовыми и материальными затратами.

6) Необходима региональная поддержка программ по созданию и развитию мест для сопровождаемого проживания малыми группами, а также мест для осуществления получателями социальных услуг деятельности, направленной на реализацию способностей к производительному и творческому труду.

Результатом обсуждений на Круглом столе стали достигнутые договорённости о плотном сотрудничестве Министерства социальной политики Нижегородской области, Министерства внутренней и региональной политики Нижегородской области как в рамках реализации проектов Президентских грантов НКО Нижегородского региона, так и в рамках работы НКО в реестре поставщиков социальных услуг Нижегородской области.

В декабре 2017 года получателям социальных услуг, которые уже стоят на обслуживании в НРООПДИМ «Верас» будет оказана методическая помощь по процессу обращения для оформления ИППСУ, а также будет дано разъяснение о размере выплаты компенсации за оказанные услуги в зависимости от среднедушевого дохода получателя социальных услуг, либо его семьи.

С января 2018 года НРООПДИМ «Верас» будет обращаться в Министерство социальной политики Нижегородской области за получением субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).