27 января в департаменте образования администрации Нижнего Новгорода состоялась коллегия «Организация предоставления общедоступного и бесплатного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода».

В мероприятии приняли участие директор департамента И. Б. Тарасова, консультант департамента образования Р.Х. Солоницына, председатель «Вераса» Л.В. Веко, руководитель ресурсного центра ранней помощи С.В. Митрофанова, а также руководители школ и детских садов.

Коллегию с приветственным словом открыла Тарасова И.Б. Тему продолжила Р.Х. Солоницына, рассказав в целом об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в муниципальных образовательных организациях Нижнего Новгорода.

Руководитель «Вераса» Л.В. Веко выступила с презентацией о развитии системы комплексного социального и психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с нарушениями развития и обо всех проектах, которые развиваются в этом направлении в сотрудничестве с партнерами. Очень важно оказать необходимую поддержку особенному ребенку с самого раннего возраста, и это осуществляют службы раннего вмешательства – Ресурсный центр для детей с нарушениями поведения, коммуникации и расстройствами аутистического спектра и Консультативно-диагностический центр на базе МБДОУ №110, которому в этом году исполняется 10 лет (это первый совместный проект «Вераса» с Департаментом образования администрации Н.Новгорода). В партнерстве с Фондом «Обнаженные сердца» и Департаментом образования администрации города запущены проекты по внедрению современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра с дошкольными образовательными учреждениями (№№110, 425, 226, 17) и с коррекционными школами (№39, 56, 86, 92, 95, 142).

Кроме того, по инициативе IKEA Centres Russia и поддержке РООИ «Перспектива» и Департамента образования администрации Нижнего Новгорода запущен проект по развитию инклюзии «На урок — вместе» (участвуют школы №№134, 54, 58, 176, 77). Его задача — привлечь внимание к проблемам изоляции детей с инвалидностью и повысить уровень инклюзивной культуры. В рамках проекта проводятся оценки доступности каждой школы для создания безбарьерной среды, открываются ресурсные комнаты для занятий с учениками, у которых есть особые потребности. Кроме того, проводятся различные инклюзивные мероприятия для школьников, обучающие семинары для педагогов и т.п.

В рамках проекта «Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца» на базе «Верас» действует группа подготовки к школе для детей 6 лет. Участники коллегии с большим интересом посмотрели видео с занятий в этой группе и оценили очевидный прогресс ребят. Также в Центре работает группа социальной адаптации для ребят старше 18 лет. Для этой же возрастной категории действует служба учебного сопровождаемого проживания и служба социализации «Радуга», где ребята развивают социально-бытовые, коммуникативные и другие жизненно важные навыки. В перспективе – открытие интеграционных мастерских и службы постоянного сопровождаемого проживания для особенных ребят. Особую благодарность Людмила Викторовна выразила основному партнеру — Фонду «Обнаженные сердца», который участвует в реализации большинства социально значимых проектов в сотрудничестве с «Верас» и департаментом образования администрации.

DSC_0001

DSC_0002

Следующий участник коллегии, директор МБОУ «Школа №32» Т.В. Корнилаева, рассказала об опыте внедрения в данной школе инклюзивного образования.

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 17 «Ручеек» Е.В. Бурнашевская выступила на тему «Вариативность форм предоставления образовательных услуг в ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения».

Особый интерес участников коллегии вызвало заключительное выступление руководителя ресурсного центра для детей с РАС Светланы Валерьевны Митрофановой, которая подробно остановилась на вопросах организации ранней и дошкольной помощи детям с расстройствами аутистического спектра.

В завершении встречи коллегия департамента образования администрации Нижнего Новгорода отметила, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в системе образования Нижнего Новгорода, и очень важно продолжать налаживать системное взаимодействие административных структур, общественных организаций и муниципальных образовательных организаций.

В Нижнем Новгороде создана и продолжает создаваться коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями, обеспечивающая адекватные условия и возможности для получения образования. Работают 82 образовательные организации, в которых созданы специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

На коллегии было решено продолжать работу над созданием ППМС-центра (психолого-педагогического- медико-социального центра), в состав которого включить ПМПК, службы ранней помощи и лекотеки. Продолжить реализацию образовательных проектов «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах г. Нижнего Новгорода», «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода», «На урок — вместе».