20 октября 2017 года в рамках конференции «Организация сопровождаемого проживания, сопровождаемой дневной занятости и сопровождаемого трудоустройства лиц с ментальной инвалидностью: международный опыт и последние достижения российских региональных практик по формированию комплексных программ сопровождения» состоялся круглый стол «Опыт вхождения СО НКО в систему оказания социальных услуг: лучшие практики, проблемы, пути решения».

Организаторы круглого стола:

— Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодёжи «Верас»;

— Министерство социальной политики Нижегородской области;

— АНО «Региональный центр практической психологии и социальной работы «Вектор».

Модератором выступил Павел Юрьевич Кантор, юрист РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва.

Участниками круглого стола стали: представители Министерства социальной политики Нижегородской области: главный специалист отдела социального обслуживания семьи и детей — Александр Игоревич Недзюк, начальник управления социальной поддержки ветеранов и инвалидов — Роман Иванович Голубев; представители НКО Нижегородской области, оказывающие услуги людям с нарушениями развития: НРООПДИМ «Верас», НРООРДИ по зрению «Перспектива»,  «Инватур» и др.; представители государственных структур и НКО других регионов:  консультант отдела по защите прав ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Екатерина Николаевна Осипова, директор благотворительного фонда «Социальная деревня «СВЕТЛАЯ» для людей с ограниченными возможностями» Светлана Анатольевна Калина.

DSC_0022

На круглом столе обсуждалось формирование общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности поставщиков социальных услуг, система независимой оценки качества социальных услуг через общественные советы, региональные нормативные правовые базы, регулирующие деятельность поставщиков социальных услуг. Был представлен опыт участия НКО на рынке социальных услуг Нижегородской и Московской областей, Пермского края, Республики Беларусь, а также подняты проблемные вопросы по перспективам развития данного направления, а именно:

1) В некоторых регионах стандарты социальных услуг прописаны очень жестко и не позволяют открыть доступ СО НКО к возможности получения возмещения расходов за оказанные социальные услуги. В большинстве случаев конкретной целевой группе получателей социальных услуг необходимы конкретные социальные услуги, а не весь перечень видов социальных услуг, составляющий комплексную социальную услугу в форме полустационарного или стационарного социального обслуживания. Необходимо сделать стандарты социальных услуг более гибкими и получить возможность вариативности оказания конкретной социальной услуги. Необходимо принять региональные нормативные акты, определяющие перечни комплексов услуг по сопровождаемому проживанию, сопровождаемой дневной социальной занятости и сопровождаемому трудоустройству, а также правила и порядок их предоставления.

2) Необходимо определить порядок финансирования услуг сопровождаемого проживания, сопровождаемой дневной занятости и сопровождаемого трудоустройства, предоставляемых НКО. Подушевой норматив финансирования социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания, устанавливается субъектом Российской Федерации в рамках реализации статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» с учетом Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2014 г. N 1285. Подушевой норматив финансирования социальных услуг в большинстве регионов очень низкий и не позволяет НКО, оказывающим услуги людям с нарушениями развития старше 18 лет, расчитывать на полное возмещение затрат за счёт бюджетных средств. Необходимо рассмотреть вопрос об установлении для регионов дифференцированного подхода к подушевому нормативу финансирования социальных услуг (установление поправочного коэффициента, зависящего от степени ограничения жизнедеятельности получателя социальных услуг).

3) В настоящее время не подпадают под возмещение расходы за срочные социальные услуги, которые оказывают НКО, в связи с тем, что для их получения получателю социальных услуг не оформляется Индивидуальная программа получателя социальных услуг. Срочные социальные услуги востребованы, реально предоставляются НКО, но предъявит их на возмещение затрат не представляется возможным.

4) Необходимо расширить системное взаимодействие НКО региона, оказывающие социальные услуги, с учреждениями социальной защиты населения с целью использования мощностей, имеющиеся у государственных организаций социального обслуживания: ДДИ, ПНИ, Комплексных центров социального обслуживания населения для предоставления в дневное время услуг молодым людям с нарушениями развития, проживающим в семьях. Необходимо организовать совместное участие молодых людей, проживающих в семьях и молодых людей, проживающих в ДДИ и ПНИ, в программах социально-средовой и социально-бытовой реабилитации и абилитации, а также в совместных культурных и спортивных мероприятиях вне стен интернатов. Возможно, необходимо ежегодно разрабатывать план таких совместных мероприятий  учреждениями социальной защиты и профильными НКО.

5) Необходимо разработать предложения по критериям оценки нуждаемости человека в том или ином объеме сопровождения (постоянном, регулярном, периодическом), с учетом его индивидуальной потребности в социальных услугах в зависимости от тяжести ограничений жизнедеятельности, определения  формы оказания социальных услуг в зависимости от указанных критериев (стационарной, полустационарной, на дому).

6) Социальные услуги для людей с ментальными нарушениями, нарушениями слуха и др., а именно для тех, кто не может трудоустроиться на открытом рынке труда, либо продолжить профессиональное образование, не могут носить периодический характер, они должны оказываться постоянно. Весь смысл сопровождения строится на непрерывности развития приобретаемых ими навыков. Молодые люди, получая определённые необходимые им социальные навыки, навыки самообслуживания и социально-средовой адаптации при нерегулярной помощи и поддержке могут их утратить. И тогда возникает необходимость возобновления процесса реабилитации с ещё большими трудовыми и материальными затратами.

Партнёры проведения круглого стола:

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках реализации пилотного проекта «Обеспечение самостоятельного проживания выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения (сопровождаемое проживание) в первые годы после их выхода из учреждений»;

Администрация города Нижнего Новгорода в рамках проекта «Открытый Нижний» (проект НРООПДИМ «Верас» — «Внедрение инновационных технологий социализации, трудовой реабилитации и занятости молодых людей с ограниченными возможностями»);

Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области в рамках проекта «На пути к самостоятельной жизни»;

АНО «Региональный центр практической психологии и социальной работы «Вектор» в рамках проекта «Внедрение технологий семейно-ориентированного подхода в систему защиты детства на территории Нижегородской области «Мастерская НКО – 2 этап»;

— Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»;

Фонд помощи детям и молодёжи «Обнажённое сердце»;

Благотворительный Фонд «Дорога вместе» (ПАО «РОСБАНК») в рамках проекта «Вместе за достойную и самостоятельную жизнь».