31 января и 7 февраля юристы НРООИ «Инватур» Дмитрий Балыкин и НРООПДИМ «Верас» Роза Любимова провели семинары для студентов 2 и 3 курсов факульета права НИУ ВШЭ Нижний Новгород, участвующих в работе студенческого правового бюро.

Семинары были организованы в рамках проекта «Построение эффективной юридической сети по защите прав людей с инвалидностью», реализуемого РООИ «Песпектива» (г. Москва) совместно с партнерами из 10 организаций в 8 регионов РФ. Мероприятия проводились с целью формирования у студентов базовых знаний о правах людей с инвалидностью и выработки практических навыков работы с клиентами этой категории.

31 января в ходе первой части семинара были рассмотрены различные вопросы, касающиеся понимания инвалидности, как с правовой, так и с психологической точки зрения. Из нее студенты узнали, что представляет собой инвалидность, какие стереотипы о людях с инвалидностью бытуют в обществе и в среде чиновников, а также, какие стереотипы есть в среде людей с инвалидностью относительно общества условно здоровых людей, что представляют собой «Медицинская» и «Социальная» модели инвалидности. Эта часть семинара завершилась дискуссией о том, как можно развеять данные стереотипы, после чего студентам был показан фильм «Разговоры» — победитель второго международного кинофестиваля «Кино без барьеров». Благодаря этому фильму студенты получили возможность взглянуть на жизнь глазами человека с инвалидностью, посмотреть на различные проблемы с его точки зрения.

DSC06657

Вторая часть семинара 31 января была посвящена Конвенции ООН о правах инвалидов. В ней ведущие познакомили студентов с историей разработки и основными положениями этого документа. После этого вниманию участников была представлена мини-лекция о различных аспектах дискриминации по признаку инвалидности, после которой они приняли участие в дискуссии относительно различных аспектов этого явления. Перед студентами стояла задача определить, носит ли то или иное утверждение, касающееся прав людей с инвалидностью, дискриминационный характер или же ограничения в различных сферах являются правомерными. В основном студенты справились с поставленной задачей, хотя в ряде случаев их мнения полярно разделялись. Так, запрет на поступление человека с инвалидностью в высшее учебное заведение они единодушно посчитали дискриминацией, а вот относительно якобы существующего запрета на пользование железнодорожным и воздушным транспортом без сопровождающего людям с инвалидностью, использующим кресла-коляски, мнения разделились примерно поровну. Некоторые студенты посчитали, что данный запрет установлен во благо людей с инвалидностью, поскольку из-за отсутствия доступной среды воспользоваться вышеуказанными видами транспорта самостоятельно они не смогут. Другие же отстаивали мнение о том, что это является дискриминацией, поскольку государство и транспортные компании должны создавать для пассажиров с инвалидностью все необходимые условия для беспрепятственного пользования услугами.

В завершении семинара 31 января студенты получили домашнее задание: практические задачи, касающиеся реализации прав людей с инвалидностью в различных сферах (Образование, труд, реабилитация и доступность). Результаты работы над этими заданиями были представлены студентами в 1 части семинара 7 февраля. Надо отметить, что студенты в целом неплохо справились с предложенными заданиями и предложили интересные варианты решения проблем.

На следующем семинаре 07 февраля после представления результатов работы по каждой задаче ведущие семинара подводили итоги и делали необходимые пояснения относительно положений законодательства, а также административной и судебной практики решения того или иного вопроса.

Во второй части семинара 07 февраля студенты приняли участие в увлекательных упражнениях по оказанию юридической помощи людям с инвалидностью. За помощью к студентам юридической клиники пришел человек с проблемами слуха, с целью получить юридическую консультацию о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные им слуховые аппараты. После проведения игры все присутствующие имели возможность обсудить увиденное и поделиться своими впечатлениями. Ведущими семинара был сделан детальный анализ консультации, проведенной студентами. Он касался, как юридической составляющей, так и психологических аспектов: установления контакта с человеком с инвалидностью, корректности использованной терминологии, постановки вопросов перед клиентом и т.п. В процессе обсуждения у студентов возникло множество вопросов, которые были детально разобраны ведущими. Они касались законодательства, а также языка и этикета, т.е. оптимальных способов взаимодействия с людьми с разными формами инвалидности в процессе оказания им юридической помощи.

DSC06652

Подводя итоги, можно сказать, что благодаря семинару студенты получили важные практические знания и навыки, которые помогут им, как при работе по оказанию бесплатной юридической помощи в рамках студенческого правового бюро НИУ ВШЭ, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.