17 февраля завершился пятидневный цикл семинаров, организованных в Нижнем Новгороде фондом «Обнаженные сердца». Эксперты фонда Татьяна Морозова и Святослав Довбня вместе с ведущими международными специалистами Тайрой Селлерс и Кейти Эндикотт Харрис из Университета Юты (США) представили опыт использования программы оценки VB-MAPP в работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.

Метод оценки VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) был разработан Марком Сандбергом в 2008 году и применяется в практике Прикладного Анализа Поведения в разных странах мира. Уникальные результаты проведения оценки позволяют определить цели для индивидуальной программы обучения ребенка и развития его коммуникативных и речевых навыков.

55 специалистов, работающих непосредственно с детьми с РАС в рамках проекта «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода», а также педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери приняли участие в семинаре, познакомились с этой уникальной программой и увидели на практике, как применяются современные стратегии и методы работы с особенными детьми в Нижнем Новгороде.

Практическая часть семинара прошла в детских садах №№ 452, 17 и 110, а также в Центре поддержки семьи «Обнаженные сердца» на базе «Верас» и Ресурсном центре для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста при МБДОУ № 130. Участники мероприятия увидели, как все новые технологии реально работают на разных площадках и получили конкретные рекомендации и ответы на свои вопросы. Педагоги отметили, что программа оценки VВ-МАРР позволит лучше узнать детей и эффективнее выстраивать работу с ними.

«Получили много впечатлений, было очень интересно и полезно. Замечательно, что у фонда «Обнаженные сердца» есть возможность устраивать такие семинары с зарубежными высококвалифицированными специалистами, у которых за плечами огромный опыт, наработки. Книги не дают такой информации как живое общение с людьми, которые сами разрабатывали эти методики, стратегии. Особенно ценим возможность увидеть на практике, как все это работает в других в регионах. И здорово, что мы увидели разные площадки — и государственные и на базе НКО. На этих семинарах мы узнали о новой программе, направленной на оценку уровня ребенка, постановку целей, направлений работы. Этих знаний очень не хватало, а теперь появилась возможность повысить качество жизни каждого конкретного ребенка с аутизмом» — прокомментировали педагоги из г. Тверь

«Мы в центре «Антон тут рядом» уже имеем большой опыт работы со взрослыми с аутизмом. И мы знаем, какая это беда — когда до 20-30 лет такой человек просидел в четырех стенах, не посещая детского сада и школы, без общения. К нам приходят такие взрослые, и они совершенно не умеют выразить своих эмоций, сообщить об элементарных потребностях. Поэтому они используют нежелательное поведение. И если с ребенком в таком случае еще можно справиться, то со взрослым — уже очень трудно. И это потрясающе, что теперь таким детям оказывают раннюю помощь, с самого детства учат общаться со сверстниками, использовать альтернативные средства коммуникации. Ведь взрослые уже не такие гибкие и работа с ними гораздо медленнее приносит результаты. Программы ранней помощи жизненно необходимы, и они должны быть бесплатными, а работа — системной!», — прокомментировала специалист питерского центра «Антон тут рядом».

«Я очень впечатлена проделанной на этой неделе работой. Все специалисты, которые пришли на наши семинары, полностью отдаются своей работе. Они открыты и хотят учиться новому. К тому же, они очень организованны. Надеюсь, что информация, которую мы дали, поможет при составлении программ по работе с детьми с РАС, повысит эффективность обучения и научит справляться с нежелательным поведением», — подвела итог Кейти Эндикотт Харрис, эксперт в области нарушений развития, прикладного анализа поведения из штата Юта, США.

Отзывы участников семинаров:

Произвела большое впечатление система интенсивных занятий произвела большое впечатление

Центр раннего вмешательства – впечатлило то, как очень маленькие дети могут самостоятельно проявлять столько навыков

К сожалению многие родители и педагоги считают что АВА это дрессировка ребенка, и я надеюсь что наша работа поможет переломить это. Я вижу как этот подход уважает личность ребенка. Например, когда мы напоминаем ребенку о важности носить с собой свои слова. Программа не занижает возможностей ребенка, а работает на уровне ближайшего развития, Подсказки, которые помогают учиться новому

Хочу поблагодарить что мы все имели возможность здесь собраться. Программа меняет разум педагога – мы просто живем старыми технологиями и сложно принимать что-то новое. Здесь мы увидели насколько изменение в педагоге влияет в лучшую сторону личность ребенка. Хочу уже приехать и начать что-то подобное делать. Дискретные пробы – очень хочу использовать

Очень ценно что можно было сравнивать разные модели. Думаю что оценка VВ МАРР поможет нам лучше узнать детей и строить программы

До сих пор не выходит из головы ситуация когда мальчик уже устал работать, у него был перерыв, но что-то ему не хватало чтобы работать. Он обернулся, увидел свою книгу и начал просить то что ему нужно. Когда он смог сказать – он перестал кричать. А еще я рада что мы будем знать что делать с детьми благодаря оценке по VВ МАРР

Было важным увидеть как можно организовать группу детей. Даже не верилось что такое возможно

Хочу очень поблагодарить специалистов из Нижнего Новгорода. Меня просто сразили, каждый день это было невероятно интересно. Нам говорили но мы не верили, что это реально. Мы только начинаем и теперь знаем что это возможно. Было здорово что мы видели что вы делали с детьми с проблемным поведением

Очень понравилось что мы можем вести себя как вредный старший брат – подстраивая ситуации, чтобы ребенок мог просить. Вчера наблюдали дискретные пробы в ЦПС. Это очень непростая технология. А еще я вспоминаю занятие музыкой в 110 саду…. Думаю как это можно совмещать

Хочу начать с благодарностей — спасибо нижегородским коллегам за неоценимый опыт. Для меня было удивительным это все увидеть. Дискретные пробы в центре раннего вмешательства – четкая структура и целенаправленный процесс. Это снизило степень моей паники, стало понятнее что есть цель куда можно двигаться. А езе важно использовать каждую минутку – даже свободное время должно быть направлено на развитие полезных навыков. Это не дрессура как думают многие, это очень гармоничная программа

Хочу поблагодарить нижегородских коллег. Понимаю что это все возможно сделать, и в садах и в центре. Не знала что в АВА так много внимания уделяется игре, в России принято считать6 что это просто дрессура. Дети с РАС часто очень неравномерное развиваются, и нам часто непонятно чему их учить… VВ МАРР дает возможность понять куда двигаться

Важно было видеть насколько сверстники из Нижнего Новгорода эмоциональны, их похвала была не искусственной, а очень искренней. Мне непросто пока это делать. Осознала важность коммуникации для каждого ребенка даже самого тяжелого. Понимаю, что для детей с которыми я работаю, коммуникация поможет преодолеть поведенческие проблемы. VВ МАРР – мне пока непросто все понять, огромное спасибо, что подробно обо много рассказали, а не просто выдали книжку

Это самое практико ориентированное обучение в моей жизни. Мы видели это все в реальной ситуации. Это помогло справиться с тревогой и переживаниями, я теперь многое поняла и наверное смогу использовать

Понравились очень конкретные рекомендации по конкретным детям и то что оценка VВ МАРР очень подробная и понятная

Благодарна что появилась возможность выделять больше компонентов в развитии детей. Спасибо за очень конкретные ответы на вопросы коллег

Важно видеть как организовано и хорошо отлажено пространство, как все процессы отлажены как часы. На фоне этого удается достичь огромного прогресса. Это очень мотивирует. Никогда не любил собирать данные но сейчас я очень хочу начать это делать это дает серьезную опору для меня самого и чтобы показывать родителям. Огромная благодарность за ответы на вопросы.

Я в восторге от тренеров и от всех участников семинаров. Я знаю что обычно в детских садах дети просто вываливаются из группы , а здесь все по-другому. Была потрясающая возможность увидеть как это все реально работает. Оказывается VВ МАРР это очень полезный практический инструмент.

Хочу поблагодарить за инструмент оценки VВ МАРР. Спасибо что показали что дети могут получать огромное удовольствие от занятий, которые проводятся с соблюдением всех технологий, и спасибо что мы все здесь смогли собраться

Огромное спасибо тренерам. Мы когда приходим в школу или сад, всегда есть 2 двери – если заходишь в одну – то ты с одной стороны, ребенок с другой – а между вами стекло. Это люди которые не подготовлены к работе с детьми. Когда приходишь не имея знаний кажется что аутизм это что то к чему не подступиться. Но есть другая дверь. Ты должен пройти какой то путь в обучении прежде чем понять этого ребенка а потом когда заходишь в эту дверь ты видишь ребенка и вокруг него куча возможностей. Огромное спасибо специалистам которые дают нам эти знания и возможности понять детей и за метод оценки который дает возможность понять ребенка и дать ему больше возможностей

Ура спасибо за VВ МАРР, за последний год после визита в Юту мы очень много готовились к этому дню. Нам очень важен этот инструмент – как писать программы а не просто брать какие то навыки в работу

Очень рады приезду коллег из Юты. Слушая сейчас коллег, я вспомнила нас полтора года назад, когда Таня и Слава рассказали нам про ASSERТ . Мы обрадовались, но поняли потом, что совершенно не умеем работать, а потом мы приехали в Юту, и все тоже было непросто. И теперь мы дождались VВ МАРР, мы ждали его целый год….. И я надеюсь что нам будет легче, но я знаю что будет непросто

Я очень рада что наконец то у нас есть VВ МАРР , но понимаю что будет непросто. Я была очень рада результатам которые получают в детских садах. Я была очень поражена. Спасибо тренерам за их эмоции. Сейчас зима холодно, а вы как солнышко. Я разгадала вашу тайну хороших результатов с детьми – вы даете очень много положительных эмоций. Мы в России не такие эмоциональные. Мне приходилось очень сильно себя перебарывать – это очень сложно столько эмоций проявлять с детьми.

Рада тому что мы получили VВ МАРР. Понимаю что коллегам и Москвы Питера и Твери будет и легче и труднее чем нам. Всегда можете обратиться к нам за помощью. Рада что мы выдержали столько гостей, и наши дети выдержали.

Впечатлила тонкость проработки диагностического материала. Видно что над этим работали умные люди которые знают свое дело. А еще стоит задуматься – все ли поведение является негативным – насколько оно реально кому то мешает.

Хочу сказать, что я очень уважаю наших дефектологов, но там трудно понять как использовать результаты диагностики для работы. Программа VВ МАРР дает реальную возможность понимать как результаты оценки связаны с тем как работать. Это дает желаемый эффект

Я очень радуюсь за моих коллег – они просто молодцы. Спасибо тренерам за очень конкретные рекомендации по каждому ребенку. Спасибо за VВ МАРР. Я педагог старой закалки, и мы понимаем как эта программа хороша для нашей работы.

Очень понравилось что в программе VВ МАРР сложные навыки разложены по таким маленьким шажочки, которые могут осваивать наши дети.

Спасибо большое тренера м за эту уникальную возможность. Программа VВ МАРР будет незаменимым помощникам. Спасибо фонду что у нас есть такая возможность. До начала проекта мы шли вслепую не знали что делать с детьми. Мы ошибались, думали но сейчас мы знаем куда идти. Спасибо коллегам из других городов за оценку нашей работы

Когда мы начали работать – было трудно, и спорили и даже плакали, и когда Таня со Славой сказали, что скоро будет VВ МАРР, мы очень обрадовались. Очень хочется скорее начать применять

Было здорово что наши тренеры и участники семинара — такие же фанаты своей работы как и мы. Было здорово видеть как задают вопросы, насколько люди заинтересованы. Здорово было быть полезными для людей. Было здорово что мы смогли показать, надеюсь что и американские тренеры не разочаровались в том что увидели у нас, и Таня со Славой тоже. Всем кто будет это начинать — удачи, и мы даже немного вам завидуем – вы находитесь в самом начале чего то совершенно невероятно и удивительного, будет непросто но вы увидите эффект

Хочу поблагодарить моих коллег, они сами делают и учат своих коллег тому чему научились. Спасибо Тане и Илье, которые помогли не только наладить работу в ЦПС, но и в ресурсном центре. Мы рады что наши дети могут получать качественные услуги в ресурсном центре и в дошкольных учреждениях. У нас большой город и детей с РАС очень много, это важно для родителей, как родитель я могу сказать что это дорогого стоит. Спасибо за VВ МАРР, я помню как непросто нам было начинать. И спасибо коллегам из других городов, которые оценили нашу работу.

Буду петь оду VВ МАРР. До этого момента у нас были какие то инструменты оценки когнитивных навыков, было что то про поведение….. а здесь структурированная оценка большого количества областей развития и для нас это очень ценно. Спасибо фонду что смогли это организовать

Хочу поблагодарить экспертов за искренность и позитив, вы помогали находить решения по каждому ребенку. Будем очень стараться и ждем вас в гости, чтобы вы могли оценить работу своих учеников

Спасибо. Ваши рекомендации очень ценные для нас. Спасибо за VВ МАРР – это очень полезно для нашей практики. Мы даже сами не ожидали что мы работаем на неплохом уровне. Спасибо всем кто приехал их других городов. На моей практике это первый опыт и это тоже очень важно.

Самые яркие впечатления от этой неделе. Ресурсный центр – так классно, кажется что я побывала в Америке. Музыкальные занятия – было невероятно. Это возможность получить эмоциональный ответ, развивать коммуникацию. Тайра и Кейти – мы видели насколько вы включены. Классная программа VВ МАРР, но нужно больше практики так что приезжайте к нам еще

Было важно ваше мнение по поводу моих музыкальных занятий. Я очень старалась придумать как организовать детей, интересно применять ваши методики на занятиях, в первую очередь развитие коммуникации. Много говорили о внедрении новых моделей. После моего открытого занятия я проснулась в 2 ночи, не могла заснуть, но в голове появились модели, которые я раньше не использовала

Спасибо за возможность встретиться с коллегами. Рада что то что мы показали понравились Понимаю что надо больше хвалить детей буду стараться

Увидела отличную командную работу, на практике увидела как работают разные технологии. Спасибо за структурированную программу. Понимаю что для ребенка мы всегда должны быть праздником. Это система которая работает но есть и творческий подход. Понравились слова Тайры, что мы должны быть детективами

Благодарна за возможность учиться, это даст возможность ставить конкретные цели не для всей группы а для конкретного ребенка. Потрясающе как там в программе все четко разложено. Едем домой вдохновленные с чемоданом идей

Для меня кроме бесценного инструментария еще важно все увидеть. Лучше 1 раз увидеть чем 100 раз услышать. Те примеры которые я увидела – очень важно для меня, чтобы быть более профессиональной, когда я помогаю детям. Благодарна за каждое занятие, каждую технологию которыми вы делились. Очень согласна с ем, что самый большой ресурс это возможность совместить то что накоплено годами и то новое что вы принесли. Спасибо коллегам что мы на практике увидели это

Спасибо за возможность учиться по этой программе. Это позволяет точно оценивать навыки наших детей, не пропуская нюансов.

Было полезно применить возможности VВ МАРР на практике. Там много незнакомых терминов – но была возможность наблюдая в службах конкретные вещи. Мы бы не справились с этим самостоятельно. Понимаю лучше как совмещать VВ МАРР и ASSERT.

Программа VВ МАРР поразила, насколько конкретно можно выбирать цели для ребенка. Хочу сказать спасибо, что вы неравнодушно к нашим детям. Не думала что что там много людей работают с нашими особыми детьми. Моему сыну 12 лет, и раньше никто даже понятия не имел что с ним. Спасибо вам большое!

Справка:

Проект «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода» реализуется по трехстороннему договору между Фондом «Обнаженные сердца», НРООПДИМ «Верас» и Департаментом образования администрации г. Нижнего Новгорода. В этой работе принимают участие ведущие международные эксперты.

Тайра Селлерс (Tyra Sellers) – опытный практик и исследователь, в течение последних 20 лет работает с людьми с нарушениями развития. Тайра имеет степень BCBA, защитила докторскую диссертацию в области нарушений развития – Прикладного анализа поведения в Университете Юты в 2011 году. Область научных исследований – проведение оценки и программы помощи для людей с поведенческими нарушениями.

Кейти Эндикотт Харрис (Katie Endicott Harris) – занимается помощью детям взрослым с аутизмом и нарушениями развития более 20 лет. Имеет степень BCBA, защитила докторскую диссертацию в области нарушений развития – Прикладного анализа поведения в Университете Юты в 2016 году. Область научных исследований – вербальное поведение, игровое поведение, различия детей с аутистическими расстройствами.